Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Дошёл до ручки
Дата размещения: 11 мая 2024

Дошёл до ручки

Силовики устали предупреждать: игры в шпионов могут обернуться уголовными делами. Но их почему­то не слышат: то ли сказываются беспечность и надежда на авось, то ли не даёт покоя желание пощекотать себе нервы. А может, и того хуже: с учётом сложного времени, в котором мы живём, нельзя исключать шпионаж и даже вербовку агентов в пользу ВСУ.

Всё это в совокупности объясняет непреходящий интерес некоторых наших сооте­чественников к шпионской аппаратуре — всевозможным гаджетам со скрытыми функциями слежения (ручкам со встроенными в них диктофонами и фотокамерами; пожарным датчикам, в которые вмонтированы видеокамеры; пуговицам с микрофонами и т.д.).

За последние несколько лет к уголовной ответственности за оборот устройств с функциями слежения было привлечено более трёхсот россиян. До 2019 года (пока в статью 138.1 УК РФ не внесли существенные поправки) получить условный срок могли даже фермеры, купившие трекеры для слежения за телятами. И такие случаи были. Но обновлённый закон расставил все точки над «i», исключив «случайные» уголовные преследования.

Теперь к ответственности не привлекаются владельцы приборов, систем и инструментов бытового назначения с функциями аудио­ и видеозаписи, фотофиксации или геолокации, если кнопки управления и индикация не замаскированы и дают понять, что на этих приборах используются камера или диктофон. Кроме того, обязательно должно быть видно, что ведётся режим записи.

Другими словами, если устройства для получения информации не замаскированы, то их использование вполне легально. Если же видеокамера вмонтирована, например, в глаз плюшевого зайчика или в датчик дыма, а диктофон — в часы или дамскую брошь, то владельцы таких шпионских гаджетов вполне могут оказаться на скамье подсудимых. Что и произошло недавно с жителем Пензенской области 66­летним Николаем Владимировичем (имя и отчество изменены).

Прошлой весной он приобрёл в интернет­магазине шариковую ручку с вмонтированной в неё видеокамерой. Объяснить вразумительно следователям цель этой покупки Николай Владимирович не смог. Как и то, зачем записывал разговоры своих знакомых. Остаётся только догадываться, в каких целях потом могли использоваться эти записи. Вряд ли бы они стали поводом для ностальгических воспоминаний. Скорее всего, легли бы в основу шантажа.

Теперь немолодому любителю шпионских забав в лучшем случае грозит штраф в девять тысяч рублей. Ну и, конечно, у него будет судимость. Стоит оно того?..