Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
С чего начиналась Пенза
Дата размещения: 28 июля 2021

С чего начиналась Пенза

В условиях постоянной тревоги и смертельных опасностей жители Пензы испытывали особую необходимость в небесном заступничестве. 

Храм у Дикого поля
Будучи одним из форпостов восточной Руси, Пенза постоянно подвергалась нападению кочевых племен, жестокость и коварство которых не имели границ. За выход из города в одиночку и без вооруженного сопровождения можно было поплатиться жизнью или угоном в неволю. Степные людоловы промышляли на просторах «дикого» поля во всякое время года.
Именно по этой причине жизнь русских поселенцев на новом месте начиналась с возведения церквей и часовен, в которых возносились молитвы к Богу, так необходимые в полной опасности жизни на границе с «диким» полем.
По мнению некоторых исследователей, еще до основания крепости Пензы здесь существовал сторожевой «Черкасский острог», или крепостца, относимая преданием ко времени покорения Казани Иваном Грозным (1552). Строили его черкасы — черкасские казаки — малороссы, отсюда и название. По существующей традиции, начали они строительство острога (слободы) с возведения небольшой деревянной Воскресенской церкви (район современной улицы Урицкого, у железнодорожных путей).
В конце XIX века здесь была построена новая воскресенская церковь, которая потом несколько раз достраивалась. После революции в этом здании разместили склад, позже пересыльную тюрьму. В 1997 году здание было передано Пензенской епархии, и архиепископ Серафим благословил начать его восстановление.

Первый монастырь
О том, насколько глубоко в первопоселенцах Пензы была укоренена православная вера, свидетельствует тот факт, что практически сразу же после основания города возникает монашество, которое богословы называют высшей формой существования христианства. Иными словами, появляются люди, желающие исполнить Христовы заповеди буквально и оставляющие ради этого на земле даже родственные связи, которые бы их держали больше, чем Христос.
Первым появился в Пензе Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, который находился на территории современного микрорайона Ахуны и упоминался в летописях уже с 1674 года (по другим данным, еще в 1583-м). По свидетельству пензенского писателя-краеведа Ивана Антонова, именно пришедшие сюда монахи обращали оставшуюся в лесостепной зоне мордву в христианство.
Однако в период правления Петра I монастырь был упразднен, а все его строения были разобраны.
Как известно, петровская реформа в церковно-государственных отношениях с упразднением патриаршества вызвала крайне негативную реакцию не только духовенства, но и простого народа, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях. 9 марта 1722 года монах Варлаам Левин из пензенского Предтеченского монастыря в базарный день открыто объявил перед народом Петра царем-антихристом и призвал народ бежать в леса, в пустыни, спасаться от антихристовой печати. В этот же день воинская команда прибыла в монастырь и арестовала не только Левина, но и игумена. Все арестованные вскоре были казнены, а Предтеченский монастырь упразднен.
Что ж, время было суровое и жестокое, беспрерывной чередой шли войны, и государь не без оснований опасался измены, заговоров. Надо ли удивляться, что власть каленым железом выжигала крамолу в умах и сердцах недовольных.
Сегодня останки обители можно найти на берегу старицы Суры, неподалеку от стадиона сельскохозяйственного университета, у родника в районе комплекса «Русская охота» и на территории бывшего отделения областной психиатрической больницы.

Обитель под горою
Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1688 — 1689 годах в районе нынешнего памятника Первопоселенцу. Первыми монастырскими постройками стали кельи и Спасо-Преображенская церковь.
В 1794 году, в период церковных реформ Екатерины II, монахов перевели за южную окраину губернского города, на место Вознесенского кладбища (в советское время район «свинтреста»).
После революции Спасо-Преображенский храм был закрыт, в нем размещался Государственный архив Пензенской области, что, собственно, и спасло его от уничтожения. В 1993 году здание вернули епархии, а в 2001 году церковь стала подворьем Керенского Тихвинского мужского монастыря. 26 июля 2010 года оно было преобразовано в самостоятельный Спасо-Преображенский мужской монастырь.

«Построить девичь монастырь»
Издревле на Руси существовал благочестивый обычай оставлять мир вдовам и престарелым одиноким женщинам. На примере честных вдов, сохраняющих верность по смерти мужа, Церковь прославляет их рядом с девицами, посвятившими себя всецело Богу. Среди них — Ефросинья Московская, Анна Кашинская и многие другие.
Вот и среди первопоселенцев города-крепости Пензы, многие из которых погибли в схватках с кочевниками или были угнаны в неволю, нашлось немало женщин, оставшихся без родных и близких. Все, что держало вдов и девиц на плаву жизни, это горячее желание провести остаток дней в тишине и молитве. Они жили как монахини, но не в женских монастырях, которых на окраинных землях тогда было очень мало, а у родственников или вообще скитаясь по чужим углам. В лучшем случае эти одинокие женщины находили иногда приют в маленьких кельях при приходских храмах. Их называли черницами или безместными (безудельными) старицами — фактически это были монахини на собственном пропитании.
Как правило, они собирались вместе за каким-нибудь рукоделием, которое начиналось и заканчивалось общей молитвой. За работой грамотные читали аскетические книги, например, жития святых и другие. Черницы жили на выручку от продажи изделий своего изготовления, чтения Псалтири по усопшим или погибшим. Общая молитва постепенно приводила их к ведению правильного монастырского богослужения. Божественную литургию совершали священники из близлежащих приходов.
Наконец, около тридцати таких стариц образовали в Пензе небольшую общину, а трое наиболее деятельных из них — Таисия, Феодосия и Капитолина — стали хлопотать об открытии женской обители. И Господь услышал молитвы черниц. Патриархом Адрианом в 1692 году была подписана благословенная грамота, согласно которой в Пензе дозволялось «построить девичь монастырь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы».
История не сохранила сведений об основательницах монастыря. К слову сказать, десятки (!) обителей в России появились трудами и заботами таких же общин черниц.
После революции монастырь закрыли, однако службы в нем продолжались до 1931 года. В 1992 году монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви, а в следующем году здесь вновь открылся Троицкий женский монастырь.

Валерий Николаев.