Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Мелодия старого граммофона
Дата размещения: 02 октября 2020

Мелодия старого граммофона

Раритеты прошлого столетия бережно реставрирует умелец из Городищенского района. 

Этот музыкальный аппарат — сегодня реликвия. Когда-то он создавал теплую атмосферу дружеского общения. Сегодня старые граммофоны стали для Андрея Анатольевича Волшева отдушиной.

Притяжение
«Два года назад, занимаясь поиском одной «железяки» для восстановления машины, обратился в местную контору по сбору металла, вдруг там, — рассказывает о начале своего увлечения Андрей, — случайно увидел трубу от граммофона. Настоящий экспонат для историко-краеведческого музея! «Откуда он у вас?» — поинтересовался у мастеров. Те пояснили, что принес в металлолом какой-то парень, думал, что это штуковина медная, оказалась железная».
Выкупил Андрей эту трубу. Потом нашел корпус, механику от этого чуда. И появилась у Андрея страсть к лирическому прошлому граммофонов царских времен, дореволюционных.

Как фрагмент из старого кино
«Кто бы мог подумать! — удивляется он сам неожиданно открывшемуся увлечению. — Я сын простых людей, которые далеки от мира музыки, отец — слесарь, мама — товаровед. Сам всю жизнь с железками вожусь. К музыкальным инструментам особой тяги не было. Люблю, конечно, послушать пение старых певцов. Но чтобы самому заниматься всерьез восстановлением и реставрацией — в голову не приходило!»
Потом Андрей заинтересовался историей создания граммофона. Музыкальное чудо появилось относительно недавно. В эпоху Возрождения был создан целый ряд механических музыкальных инструментов: шарманок, музыкальных шкатулок, табакерок. А сохранить и воспроизвести звуки живой речи, пения человека оказалось задачей не из легких.
Фонограф был изобретен в 1877 году, граммофон с выносным рупором — в 1888 году. А в 1907 году служащий французской фирмы «Патэ» Гильон Кеммлер усовершенствовал граммофон, и рупор стал помещаться внутри корпуса. Такой граммофон стал малогабаритным, переносным и получил новое название — «патефон». По сути патефон — портативный граммофон.
«Разницу между патефоном и граммофоном сложно не заметить, ведь даже визуально они отличались, — поясняет Волшев. — И хотя оба прибора воспроизводили звук с граммофонных пластинок и имели металлические раструбы, на этом их внешняя схожесть и заканчивалась. Патефон — это усовершенствованная разновидность граммофона. Он был запатентован и стал массово выпускаться в 1907 году. Это был компактный портативный граммофон, не имеющий торчащей ручки и громоздкой трубы».
«Хриплая пластинка «Рио-Рита», с заводной пружиной патефон», — поется в известной песне… Время, когда этот музыкальный инструмент прочно вошел в жизнь советских людей, будто остановилось. В сороковые годы ХХ столетия патефон стал культовым явлением, и лишь в начале шестидесятых уступил свои позиции электропроигрывателю и радиоле.
Почти каждый житель страны имел дома такое небольшое устройство. В городах и деревнях СССР были популярными танцы под патефон. «На патефон» собирались по квартирам послушать любимые песни и мелодии.

Ретро — дань прошлому
Андрею Анатольевичу Волшеву больше по душе старинные граммофоны. Он недавно прикоснулся к истории и с удовольствием занимается восстановлением этих ретро-инструментов. А почему — и сам не понимает. Нравится! Будто какая-то неведомая сила ведет его к этому непростому занятию.
Мужчина нашел единомышленников в Орле и Канаде, порой по выходным засиживается на Авито в поисках запчастей и шеллаковых пластинок, часто ходит на «блошиные» рынки, разыскивая старые сломанные граммофоны.
Когда собрал граммофон с большой трубой, и сам был удивлен: «Получилось!»
«Что такое граммофон? Устройство простое, — говорит Андрей. — Коробка, внутри которой помещены червячный механизм передачи вращения на диск, рукоять с пружиной для завода аппарата и игла, механическим способом через мембрану передающая и усиливающая звук в раструб».
Все просто, все дешево, все доступно для массового покупателя. Было…
«Граммофон был в ужасном состоянии: некоторые детали отсутствовали, дерево было со сколами, краска потрепана, все металлические детали в ржавчине, — вспоминает Андрей. — Друзья советовали бросить затею. Перелопатил много литературы, прежде чем приступили к реставрации. Своими руками до нормального состояния довести граммофон непросто. В магазинах не продают головки звукоснимателя, и под заказ такие не делают. А «новодел» из Индии или Китая не интересен. Единомышленники отыскали. Помогли и с другими деталями для крепления раструба. Одним словом, всем занимаюсь сам — от винтика до очистки от ржавчины с дисков».
Андрей всерьез заинтересован в продолжении своего увлечения.
«Во многих российских музеях работают тематические ретро-выставки «У старого патефона» с реконструкцией интерьера 40 — 50-х годов ХХ века, — рассказывает он. — В Наровчате они тоже проводятся. На них представлены не только музыкальные проигрыватели, но и множество пластинок разных советских заводов-изготовителей, а также подлинные фотографии прошлых лет. Есть на выставке граммофон, которому предположительно около ста лет. Сделан он швейцарскими мастерами. Наш губернатор, увидев этот экспонат, был восхищен его великолепным состоянием. Это все замечательно!»
Сегодня во многих городах появились музеи граммофонов. Есть серьезные частные коллекции. Что это — дань прошлому?

Душа не продается
Его направление четкое — только граммофоны. В коллекции Андрея уже пять музыкальных реликвий начала прошлого века. «Восстанавливаю, реставрирую, радуюсь результату. Не для продажи, для собственного удовольствия! — подчеркивает он. — Один старенький граммофон уже в рабочем состоянии. Хотите послушать, как звучит? Поет Леонид Утесов…»
И вот игла с характерным шипением опускается на пластинку, возникают будто из ниоткуда первые звуки. И такая нежность льется через край! Утесов поет «Дунайские волны» — ту самую песню, под которую танцевали наши бабушки, дедушки… Чудесное мгновение!
«Ко мне недавно пристал один мужчина, продай да продай граммофон, — поделился Андрей. — Предлагал хорошо заплатить. Я было согласился. Очень нужны были деньги. Но как подумал, что нетрезвые люди начнут крутить ручку граммофона, сломают сдуру. И отказал!»
Глядя на каждый экспонат, который восстановил Волшев, невольно вздыхаешь и думаешь: такое не продается! Как душа.
Иногда по вечерам после трудового дня Андрей ставит пластинку и, улетая мыслями в прошлое, слушает шипящий звук забытой мелодии граммофона…

Ольга ДАРВИНА.
Фото автора и из архива
Андрея Волшева.