Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Рецепт от грусти
Дата размещения: 19 января 2022

Рецепт от грусти

Николай Бандурин об уходящем юморе, заработках и «пороховой бочке».

В наступившем году известному куплетисту, актеру, заслуженному артисту России Николаю Бандурину, родившемуся в Год Тигра, исполняется 60 лет. Его юмор и творчество многими воспринимаются как народные, а сам он по-прежнему является любимейшим эстрадным артистом страны. О желаниях,  загаданных в новогоднюю ночь, о «голубом огоньке» и о пользе всенародных праздников Николай Бандурин рассказал читателям «Нашей Пензы».

О снеговиках
и поздравлении президента
— Николай Юрьевич, как прошли ваши новогодние праздники?
— Можно сказать, что очень уверенно. Все было весело и хорошо.
— Наверняка вам уже говорили, что вы как никто другой из артистов внешне похожи на Деда Мороза…
— На самом деле роль главного новогоднего волшебника мне приходилось исполнять очень мало — я сравнительно небольшого роста. Поэтому Деда Мороза я играл пару раз, в новогодних сказках мне чаще доставались роли Снеговика.
— Новый год — время волшебства, радости и улыбок. Вспоминаются ли какие-то смешные случаи, произошедшие во время праздников?
— Таких историй очень много. Как-то раз я вел новогодний вечер в санатории управделами президента РФ. Мероприятие, как вы понимаете, было очень ответственным — каких-либо ошибок или заминок не должно было быть в принципе. По сценарию за пять минут до боя курантов в зале, где проводился вечер, должно было включиться поздравление Владимира Путина. О чем меня неоднократно предупреждала администратор вечера — мол, акцентируйте внимание зрителей в установленное время на мониторе. Что, собственно, я и сделал…И вот ровно без пяти двенадцать я говорю: «Итак, внимание на экран!» и включается поздравление президента… Но без звука! Оказалось, что произошел какой-то технический сбой. В результате кто-то из гостей вечера догадался включить через интернет обращение президента на своем смартфоне. Таким образом мы, наконец, услышали голос Владимира Владимировича. Но с одним недостатком — в интернете трансляция шла с задержкой в несколько секунд… Поэтому, когда на мониторе он свою речь уже закончил и начали бить куранты, говорить в смартфоне президент еще продолжал…

О «пружине»
и Казахстане
— Какое желание вы загадали в новогоднюю ночь?
— В первую очередь — я загадал здоровья. В настоящее время это пожелание перестало быть банальным и приобрело иной смысл. Пожелал мира для всех — думаю, что сейчас это тоже очень актуально.
Знаете, все чаще земной шар напоминает огромную пороховую бочку. Примером этого можно назвать Казахстан, где люди жили и горя не знали. А тут буквально за несколько часов все перевернулось с ног на голову. Это страшно…Мне кажется, что настали очень непростые времена. За последние год-два из жизни ушло много моих близких людей, среди которых Борис Грачевский, Михаил Коклюшкин…
— Есть ли ощущение, что наша жизнь скоро вернется на старые «рельсы»?
— Я оптимист и знаю, что пружина не может сжиматься вечно — рано или поздно она обязательно распрямится и жизнь наладится.

О вымирании культуры и ее толковании
— Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между наличием высшего учебного заведения культуры с самим уровнем культуры в том или ином регионе?
— Уже давно я вывел для себя формулу, основанную на многолетних гастрольных наблюдениях: по состоянию концертного зала, Дворца культуры и так далее можно судить о культуре в этом городе в целом. Я искренне считаю, что отсутствие культуры, ее деградация — это бомба замедленного действия. «Взорвется» она через пару поколений. Сейчас мы все больше теряем навык правильного ее толкования. Например, во времена советской власти культура выполняла в том числе и функцию ликбеза. И, как минимум, восемь раз в год объединяла общество во всенародных праздниках, которые отмечались буквально каждым гражданином страны.
— Разъясните: как праздники способствовали повышению уровня культуры обычного человека?
— Все очевидно: на каждом празднике проводились концерты, в которых так или иначе были представлены различные жанры — классика, популярная музыка, джаз, юмор и так далее. Исходя из этого, каждый человек находился, так сказать, в культурном тонусе, был в курсе всех культурных новинок. Сейчас же общество в этом смысле разделено — подростки смотрят что-то в интернете, люди чуть постарше — специально созданные для них каналы… Всего остального, происходящего в культурной жизни, они просто не видят. Та же самая история происходит и в телевизоре. Как пример — «голубой огонек», где из года в год одни и те же лица.
— Неужели все так плохо?
— С культурой беда — она вымирает… Совершенно точно могу сказать, что от юмористического жанра через пять-семь лет вообще ничего не останется! Причина в том, что мое поколение артистов — тех, кому уже 60+, — до сих пор считается на эстраде «молодой порослью». Мы же с вами понимаем, что люди не могут быть вечными. Поэтому в относительно недалеком будущем на сцену придет другой формат юмора, зачастую мало имеющий отношения к культуре. Причина в том, что люди молодые, среднего возраста и пожилые — живут разной культурной жизнью, смотрят разные сериалы, слушают разных исполнителей. Исправить это, наверное, почти невозможно — одинаково интересной для всех темы, скорее всего, уже нет.
— Очень грустная картина получается…
— Она даже не грустная, она — катастрофичная…

О вкусовщине и гонорарах
— На чем в настоящее время строится популярность артиста?
— Чтобы быть популярным сегодня, нужно быть, так сказать, вхожим на ТВ. То есть нужно, чтобы человека знали. В нашей стране масса великолепных артистов, которые, к сожалению, не известны широкой публике. Есть хороший пример: во время вручения театрального приза одному из очень известных людей он сказал: «Есть много моих коллег талантливее меня. Но сегодня здесь стою я…»
— Существует мнение, что в старые времена попасть на телевидение было еще сложнее, чем сейчас…
— Трудности были всегда. И цензуры сегодня не меньше, чем было когда-то. Но, как мне кажется, раньше стать популярным было проще — существовали утвержденные нормы и правила. Сейчас же отбор осуществляется исключительно исходя из вкусовщины конкретного чиновника.
— Когда артисты юмористического жанра зарабатывали больше — сегодня или в прошлые времена?
— Я бы с удовольствием вернулся к той форме оплаты труда, которая существовала ранее, когда были определенные ставки, которые требовалось ежегодно подтверждать на худсоветах. Ставку могли и урезать при условии, что артист из года в год показывает одни и те же номера, — это сильно стимулировало к развитию. Сегодня же артист сам себе назначает гонорар, что называется, «от фонаря». Отсюда и большая стоимость билетов, и падение качества самого жанра. Возможно, поэтому люди все меньше стали ходить на концерты. Исходя из этого, артисту разговорного жанра все чаще приходится думать о выживании. Например, один из моих коллег возил на гастроли свои книги, которые продавал в фойе перед и после концертов. Этим, в общем-то, и жил.
Артисты сегодня оказались в парадоксальной ситуации: при суммарном повышении стоимости концерта, они стали зарабатывать меньше! Все дело в том, что увеличились накладные расходы, на свет, на рекламу, на транспорт, на аренду и так далее. Получается, что те, кто концерт обеспечивает, стали зарабатывать больше, а гонорар артиста, на которого пришли зрители, существенно снизился.
— Николай Юрьевич, есть ли у вас какие-то приметы, которых следует придерживаться, чтобы весь год сложился удачно?
— Честно говоря, в приметы я перестал верить — по крайней мере, свои желания на бумажке не пишу, но во время боя курантов их загадываю. Наступивший 2022 — это мой год, и я очень надеюсь, что «тигр» будет ко мне благосклонен и дела пойдут в гору.
От всей души желаю всем пензенцам исполнения планов, сбывшихся надежд, здоровья и любви! И если сегодня кому-то из вас грустно или плохо, то обязательно помните, что у тигра после черной полосы всегда идет светлая!

Игорь Польских.
Фото из личного архива
Николая Бандурина.