Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Подвох от домофона
Дата размещения: 02 февраля 2022

Подвох от домофона

Задача со множеством неизвестных: как попасть в подъезд и почему жителям многоэтажек не платят за их имущество?

В последнее время горожане все чаще жалуются на нерадивых, по их мнению, «установщиков» домофонов: вернувшись вечером с работы, люди не могут зайти в дом. Им вторят почтальоны, которые с сумкой наперевес топчутся перед закрытой дверью и, не дождавшись, когда она откроется, возвращаются на почту. Соцработники частенько тоже оказываются в такой ситуации. И хотя сотрудникам почты выделяются деньги на изготовление ключей, преодолеть препятствие в виде домофона им удается не всегда. Кто виноват в «домофонной» неразберихе? Давайте разбираться…

Войдешь — не войдешь?
А ведь от этого зависит, получат ли люди свою корреспонденцию: выписанные газеты и журналы, извещения о посылках, квитанции. Дойдут ли до пожилых и инвалидов соцработники с продуктами и лекарствами? В этом плане повезло тем жильцам многоэтажек, у которых домофон срабатывает на простую комбинацию кнопок. Конечно же, старушки (если не забудут) сообщат код обслуживающим их соцработникам и почтовикам. С ключами гораздо сложнее…
«С домофонами всегда можно ожидать какого-то подвоха, — посетовала корреспонденту женщина с сумкой-тележкой, набитой печатной продукцией. — У нас, почтовиков, не всегда есть ключи от любого подъезда, а люди не всегда открывают, когда звонишь в квартиры и просишь впустить. Бывает, что и ключи есть, а в один прекрасный день оказывается, что они не подходят — обслуживающая организация сменила запорное устройство».
Как выяснилось, по закону ни управляющие компании, ни фирмы — установщики домофонов не обязаны предоставлять ключи сторонним организациям, даже социально значимым. А потому им приходится либо договариваться с управляйками, либо закупать ключи за собственные средства. Один ключ стоит порядка 170 рублей.
«По правилам оказания услуг почтовой связи почтальон должен прийти по адресу и попытаться зайти в подъезд. Если сделать это невозможно, он возвращается в отделение почтовой связи, составляет соответствующую справку и сдает корреспонденцию», — пояснили в пресс-службе регионального почтового управления.
В этом случае у тех, кто так и не дождался, например, журнала или извещения, только один выход — самому прийти в отделение связи.

Универсальный ключ
Сейчас почтовики и представители других ведомств заговорили об универсальном ключе, который им могли бы предоставлять компании — установщики домофонов. Но, как выяснилось, сделать его пока нереально.
«Домофоны устанавливают разные компании, кроме того, все устройства разного года выпуска, и сделать к ним одинаковый ключ не представляется возможным», — говорит пресс-секретарь ведомства.
Оказывается, именно устаревшее оборудование и становится причиной его внезапной замены. Внезапной она, конечно, становится не для установщиков, а для жильцов и всевозможных городских служб.
Читатели «НП» уже не раз жаловались на подобный сервис, которым их пытаются осчастливить против воли. Новые суперсовременные запорные устройства с видеосвязью и другими ноу-хау нередко становятся для собственников квартир очередной проблемой. Ведь бесплатно меняется устройство только на двери подъезда. А вот все, что установлено в квартире, — за счет жильцов.

Вам это
не принадлежит!
Мы попытались связаться с самыми крупными фирмами по установке домофонов в Пензе. Дозвониться до руководства двух организаций так и не получилось. Хотя большая часть жалоб сейчас поступает именно в их адрес. В одной из фирм нам пообещали перезвонить на следующий день. Однако звонка мы так и не дождались. В другой телефон директора просто не отвечал. И только в третьей с нами поговорил сам владелец компании.
«Мы проводим модернизацию — меняем устаревшие домофоны на современные, так как у старых довольно сложная ремонтная база, — объяснил руководитель компании Николай Морозов. — Меняем мы только запорное оборудование на двери подъезда и в тот же день разносим ключи — по два бесплатных ключа на каждую квартиру».
Правда, непонятно, как быть, если на момент замены домофона в каких-то квартирах никого не оказалось. Конечно, можно отнести ключи в управляющую компанию или передать соседям, оставив в двери записку. Но при всем при этом человеку, вернувшемуся с работы, все равно придется столкнуться с закрытой дверью.
Как выяснилось, менять входное запорное устройство по своему усмотрению фирмы имеют полное право, так как устанавливают они его бесплатно, а потому оно считается имуществом компании-установщика. Такое положение, как правило, касается старых многоквартирных домов.
С новыми домами все по-другому. Они сдаются уже с установленными домофонами и передаются собственникам квартир как общедомовое имущество. В этом случае без решения общего собрания собственников никто не имеет права проводить какие-то действия с домофоном — менять, модернизировать и т. п.

Можно не платить?
Как ни крути, а ситуация с домофонами в старых домах складывается странная: на стене подъезда какая-то фирма размещает свое оборудование и диктует условия. Например, она легко может поменять это устройство на другое, после чего жильцам придется раскошелиться, чтобы связь с трубкой в их квартирах соответствовала новому устройству. Кроме того, каждый квартал или раз в год будет приходить очередная квитанция, по которой жильцы должны будут оплатить содержание этого оборудования. Конечно, домофон — это удобство и безопасность. Но хотелось бы разобраться, за что взимается эта «пожизненная» плата?
«Если квитанция приходит не от вашей управляющей компании, а от фирмы-установщика, вы можете совершенно спокойно ничего не оплачивать, — считает председатель РОО «Центр общественного жилищного контроля Пензенской области» Владимир Лощинин. — Компания все равно обязана содержать в порядке запорное устройство на подъезде и при любой его модернизации бесплатно выдать ключи. Оборудование для связи, установленное в вашей квартире, принадлежит вам. Если вы вносите плату по квитанциям, то при его поломке фирма сделает ремонт бесплатно. В противном случае рассчитывать на бесплатный ремонт не придется».
Кстати, установка домофона на двери подъезда, оказывается, тоже регулируется определенными положениями Жилищного кодекса.
«Если фирма размещает свое оборудование на вашем общедомовом имуществе (например, на двери подъезда, стенах и т. д.), то она должна оформить это договором аренды. То есть выплачивать собственникам определенные средства за аренду их общего имущества, на котором устанавливает оборудование», — поясняет Владимир Лощинин.
Правда, о таких случаях пока никто не слышал. Да и добиваться оплаты аренды, видимо, придется через суд.
Кстати, как разъясняют в региональном Роспотребнадзоре, потребители могут отказаться от замены или модернизации домофона, направив им письменную претензию, и потребовать вернуть старый домофон.

Людмила Снегина.
Фото А. Патанина