Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Оксана Фомина: «Могла ещё играть в Испании, но захотелось вернуться»
Дата размещения: 03 февраля 2023

Оксана Фомина: «Могла ещё играть в Испании, но захотелось вернуться»

Учитель физкультуры из Каменки о спорте, жизни за границей и работе в школе.

К биографии человека в спортивном костюме, свистком созывающего учеников на урок, почти всегда есть повод присмотреться внимательнее. Рядовой, казалось бы, учитель «физры» может оказаться участником и свидетелем интереснейших событий в мире спорта. Оксана Юрьевна Фомина, учитель общеобразовательной школы № 8 г. Каменки, как раз пример такой жизненной истории, но её ученики об этом почти ничего не знают. А если узнают, то очень удивляются: «Почему же вы там не остались?»

Приручение
ручного мяча
Впрочем, обо всём по порядку. Длинная дорога в профессиональный спорт началась, как водится, с первого шага, когда Оксана училась в третьем классе каменской школы и откликнулась на приглашение тренера Сергея Терёшкина попробовать себя в гандболе. По её словам, изначально хотела быть вратарём, поскольку, как ей казалось, это требует меньших усилий, но наставник разглядел в высокой девочке иной потенциал, и год спустя она уже в полной мере раскрыла свои забивные способности. Так привычка ходить в секцию стала любовью к игре.


«Честно сказать, я и не планировала связывать свою жизнь со спортом, хотя заниматься продолжала, на соревнования ездила. Ведь когда хорошо получается, и тренироваться, и играть в радость, — рассказывает Оксана. — Понятно, что другие тренеры меня замечали, потому что высокие гандболистки всегда в цене, звали в другие команды. Ну и в итоге, когда в 1993 году заканчивала школу и уже планировала поступать на математику и информатику в ПГУ, мне позвонили из Ижевска и пригласили выступать за местный «Университет». Это означало зарплату, проживание, поступление. Я согласилась».
В ижевской команде она осталась на семь лет, после чего перебралась в Санкт-Петербург, а там спустя два года стала задумываться о том, чтобы продолжить свою карьеру где-нибудь за рубежом. И вскоре нашлось подходящее предложение.

Испанский вариант
«Звали в Польшу, но больше понравилась идея поехать в Испанию — страна красивая, тёплая. Так я оказалась в городе Леоне, где стала играть за клуб «Cleba Leоn». Женский гандбол там в почёте: болельщиков на трибуне полно, даже на выездные матчи некоторые нас сопровождали, на улицах и в магазинах узнают, желают успеха, в газетах и по телевидению постоянно рассказывают. В общем, очень круто!»
Оксана говорит, что с «трудностями перевода» справлялась без особых проблем: даже не в самой англоговорящей Испании главный международный язык планеты помогал объясниться, да и искала способы учить испанский, понимая, что иначе в другой стране нельзя:
«Сначала использовала разговорник, потом стала брать уроки у россиянки, которая уже давно живёт там. Ну и, разумеется, когда тебя окружает определённая языковая среда, дело двигается быстрее. За пределами тренировок, кстати, очень хорошо дружила с девчонками из Бразилии, много гуляли с ними, ходили вместе по музеям, по магазинам. А ещё в мужской гандбольной команде «Ademar» играл Денис Криво­шлыков, чемпион Европы, мира и Олимпийских игр, тоже здорово помогал освоиться. Кстати, если сейчас нужно будет что-то сказать по-испански, наверное, придётся немного подумать, но вообще, уверена, смогу!»
В Испании Оксана провела три года, и как раз на этот период выпало первое серьёзное достижение клуба «Cleba Leоn»:
«В 2006 году наша команда впервые в своей истории выиграла Кубок Суперлиги ABF — это был огромнейший успех! Нас чествовали в мэрии, где вручили свидетельства о том, что мы теперь являемся почётными гражданами Леона. Это свидетельство у меня до сих пор хранится», — говорит Оксана.

Уйти красиво
Вот на такой высокой чемпионской ноте она простилась с профессиональным спортом — завершила карьеру игрока, уехала из Испании и вернулась домой, в родную Каменку. Решение, по её словам, было предельно взвешенным:
«Уверена, что из спорта нужно уходить вовремя и красиво, с хорошими достижениями и без серьёзных травм. Возраст тоже был причиной, хотя да, понимала, что в 31 год ещё можно было продолжать играть. Меня звали выступать за другие испанские клубы, а ещё по соседству, в Португалию. Но, наверное, устала, да и просто захотелось вернуться домой».
Профессиональный спорт — одна из самых специфических сфер деятельности, в том числе потому, что активный период атлета, даже если не помешают травмы, длится не так уж долго, а после завершения карьеры нужно выбирать продолжение жизни, причём не обязательно напрямую связанное со спортивной специальностью. Оксана Фомина стала учителем физкультуры в школе, и тот путь, которым она шла много лет в гандболе, помогает ей в нынешней работе:
«Даже когда речь, скажем, о баскетболе или тэг-регби, как игровик я вижу возможные комбинации и способы взаимодействий, помогаю, подсказываю. Ну и, разумеется, за годы профессионального спорта накоплен огромный опыт тех же тренировочных упражнений, которыми я делюсь с ребятами на уроках».

Учиться надо здорово
По сей день продолжаются споры о том, как организовать физкультуру в школе, чтобы она была полезной и увлекательной одновременно, чтобы её воспринимали с удовольствием не только шустрые живчики, которым любое движение в радость, но и медлительные увальни, предпочитающие, чтобы их просто оставили в покое. На фоне того, что и те, и другие используют любой повод уткнуться в смартфон, необходимость прививать привычку к физической активности лишь возрастает.
«По моему мнению, главная задача в том, чтобы ребята не искали способ прогулять урок физкультуры, а бежали на него, зная, что там будет здорово во всех смыслах. Чтобы благодаря этим урокам они начинали заниматься спортом — пусть не на серьёзном уровне, это, в конце концов, не всем нужно, а просто чтобы поддерживать себя в хорошей форме и хотеть этого. И поэтому нужно максимально разнообразить каждый урок. Чтобы не вот эти все стандартные команды — направо-налево, побежали, встали, равняйсь, — а не­обычные комплексы упражнений, непривычные игры, нетипичные задания. Вот это, по мне, и означает — подходить к уроку творчески», — говорит Оксана Фомина.

Дмитрий Инюшкин.
Фото из архива Оксаны Фоминой