Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Купола её таланта
Дата размещения: 18 мая 2023

Купола её таланта

Екатерина Громова в одиночку расписала шесть храмов
в Пензенской и Ульяновской областях. 
Сейчас она преподаёт в Детской художественной школе № 1 им. В.Е. Татлина. Здесь же в начале мая открылась её персональная выставка.

Капризная акварель
Великолепные акварели, академический рисунок — всё это представлено в зале школы. Изображённые художницей деревянные домики, натюрморты, интерьерные композиции притягивают внимание.
Сама Екатерина Николаевна немного смущается при виде журналистов — не привыкла к такому вниманию к своей персоне. На открытие выставки пришли ученики, коллеги-преподаватели и её семья — муж с дочкой.
Изящная, высокая, улыбчивая молодая женщина проходит по залу и рассказывает о своих картинах.
«Я люблю писать акварелью, которую часто называют самой непослушной, самой капризной краской. Вот, например, эту картину (на ней изображены ветки сирени в вазе. — Прим. авт.) я писала несколько лет. Помню, мама принесла сирень. Я написала натюрморт, но он мне не понравился, и целый год ждала нового сезона цветения сирени. Снова сделала набросок и снова не то. Доделывала работу уже по памяти. А вот этот кувшин я написала за 15 минут! Такова особенность работы с акварелью: либо у тебя с первого раза получается нужный вариант, либо ты бесконечно пробуешь и пробуешь писать картину. В этой технике невозможно что-то подправить в процессе или дорисовать», — поделилась преподаватель.
Всего на выставке представлено 20 картин. В основном это натюрморты, пейзажи и интерьеры.

Между кистью
и счётами
36-летняя художница родом из Кузнецка, там и сейчас живут её родители. Будучи ребёнком, Катя не выпускала из рук бумагу и кисть, постоянно что-то рисовала.
«Я всегда была испачкана красками. А как иначе, когда творишь, как будто погружаешься в другой мир. Я училась в художественной школе и другого пути для себя не видела. Меня хвалили преподаватели, но когда подошло время определяться с профессией, мама почему-то решила всё за меня, — вспоминает Екатерина. — Она сказала: «Что это за профессия такая — художник?! Иди лучше в бухгалтеры».
Юная Катя сначала протестовала, но родительница отнесла документы на подготовительные курсы в колледж. В конце концов Екатерина сдалась, пошла на первые занятия, но очень скоро поняла — цифры, отчёты, таблицы ей не по душе. Сказала маме о желании вернуться обратно в «художку». И вернулась.
Маме директор художественной школы тогда сказал: «Вашей дочери путь начертан один — быть художником». «Больше я с этого пути не сбивалась», — улыбается Громова.
И мама Татьяна Константиновна сдалась. А в 2002 году её дочь стала лауреатом Московского международного форума «Одарённые дети», заняв третье место в номинации «Живопись». Мама поддержала дочку при её поступлении в Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого на отделение «Дизайн окружающей среды».
После окончания училища Екатерина продолжила учёбу в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова на факультете «Архитектура жилых и общественных зданий» и окончила его с красным дипломом.
«Моё студенчество — это особое время, там своя атмосфера, традиции. Помню, волновалась при поступлении, но все экзамены сдала на высший бал. Я вела активную жизнь: участвовала в межвузовских студенческих олимпиадах по живописи, а в 2011 году — в выставке «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Будучи студентами, мы выполняли работы по воссозданию, восстановлению православных храмов, монастырей, посвящали этому курсовые и дипломные проекты, — рассказывает собеседница. — Одно время я преподавала на факультете архитектуры в своём вузе. У меня проходили выставки».

Путь к храму
В 2015 году Екатерина обзавелась семьёй, готовилась стать матерью и решила вернуться в родной Кузнецк к родителям. После рождения дочери она находилась в декрете, именно тогда ей поступило необычное предложение.
«Настоятель Николо-Покровского храма в Кузнецке предложил расписать его стены. К работе приступила в сентябре 2016-го и закончила в мае 2018 года. Всё делала одна, — признаётся Громова. — Тогда столкнулась со многими трудностями и нюансами в работе, которые до этого не могла учесть. К примеру, чтобы начать расписывать стену, её сначала надо было загрунтовать, выровнять и покрасить и только после этого приступать к росписи. А кисточки, которыми я расписывала стены, буквально стирались о штукатурку. Покупала наборы, где было несколько десятков кистей, в день уходило до 20 штук».
По словам художницы, когда она приходила в храм, то рабочие, которые ещё ремонтировали здание, даже посмеивались над ней: куда уж такой молодой справиться с огромным фронтом расписных работ. Но день за днём Екатерина упорно расписывала храм, тратя на это до восьми часов.
«Утром я отводила дочку в садик и ехала в церковь, готовила себе леса, свет, оборудование, кисти и начинала работу. Было очень тяжело. Я порой не чувствовала рук, ужасно болели спина, шея, но я упорная». Слава о юной последовательнице Рублёва разнеслась среди настоятелей храмов.
Кроме храма в Кузнецке Громовой были расписаны часовня в Неверкино, церкви в селе Ясная Поляна Кузнецкого района, селе Каменный Овраг Неверкинского, сёлах Никулино и Коптевка соседней Ульяновской области.
«После росписи храмов с семьей перебралась в Пензу. Мой супруг — коренной пензяк, преподаёт в художественном училище, а я стала преподавать в художественной школе. Мне здесь нравится, ребята хорошие. Я им всегда говорю на занятиях, что ошибаться можно: нарисовал, не понравилось — выбрось неудачную работу и начни заново. Именно упорство помогает создавать лучшее», — уверяет Громова.

Екатерина РАЦ.
Фото автора и из архива Е. Громовой