Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Пензенская студентка исполняет джаз
Дата размещения: 18 декабря 2024

Пензенская студентка исполняет джаз

Юная певица опровергает мнение о том, что джазовой музыкой интересуется исключительно старшее поколение.

Все возрасты покорны

«Джаз – это для тех, кому 50+». Стереотип и впрямь широко распространённый, причем уже на протяжении многих десятилетий. Поневоле станешь склоняться к мысли, что человек может проникнуться тягой к синкопированному ритму и особому звукоизвлечению исключительно по достижении определённого возраста. Уна Косурс (кстати, это не псевдоним, а реальные имя с фамилией), студентка второго курса Пензенского музыкального колледжа имени А. А. Архангельского, с этим согласиться не готова: «Среди моих друзей, не имеющих отношение к джазу, есть ребята, которые очень любят это направление. Многие просто слушают с удовольствием, но неосознанно, так как современные подстили джаза часто звучат вокруг нас. При этом соглашусь, что это богатейшей истории элитарная музыка, понять которую могут не все, и возраст здесь точно ни при чём!».

В случае с Уной есть основания предположить, что она полюбила джаз едва ли не с колыбели, но нет – увлечение «вечнозелёной музыкой» пришло (с поправкой на юность нашей героини) не так и давно. Хотя вокальные данные были замечены ещё в детском саду.

«Воспитатели посоветовали маме развивать мои способности и дальше. Так что в семь лет я поступила на отделение «Эстрадный вокал» в детскую музыкальную школу №9. Там в начальных классах познакомилась с джазом, но не так подробно. А в 2016 году, когда мне было десять, впервые поучаствовала в фестивале «Jazz May», причём открывала концертный день на Юбилейной площади. Эмоции зашкаливали! Думаю, у меня уже тогда была предрасположенность: например, легко давалась импровизация. Но, как мне кажется, осознанно я полюбила джаз именно в колледже, когда он пришел в мою жизнь на ином уровне, когда прекрасные педагоги эстрадно-джазового отделения, настоящие профессионалы своего дела, направили меня по верному руслу. Сейчас работаю с джазовым ансамблем колледжа под руководством Евгения Сироткина, часто музицирую с нашим легендарным пианистом Сергеем Струковым, который внёс большой вклад в моё развитие, и очень благодарна своему педагогу по специальности Инне Моисеевой, которая не только оттачивает мои способности, но и меня поддерживает», - говорит Уна.

Не просто музыка

Писатель Фрэнсис Скотт Фитцджеральд в своё время ввел в оборот выражение «век джаза», под которым понимается отрезок очень непродолжительный – примерно от 1918 до 1929 года, от окончания Первой мировой до начала Великой депрессии. Благодаря фильмам и книгам многие представляют себе этот период как время отчаянной жажды жить в танце под пульсирующий аккомпанемент джазовых мелодий, поражая окружающих сверкающими нарядами.

Не так давно во время джазового вечера в арт-пространстве «Черный рояль» Косурс предстала перед зрителями в образе именно такой дивы – красное платье, длинные перчатки, голые плечи. И не случайно. «В свободное время от учёбы, репетиций и концертов увлекаюсь историей моды, - объясняет моя собеседница, - обожаю бархат, жемчуг, красный цвет, блестки, стразы, перья, шляпки – весь этот чарующий винтаж, который возвращает нас на сто лет назад. Хочу создавать своего рода мини-спектакли, чтобы дополнительно заинтересовать зрителя, помочь ему разделить со мной любовь к джазу. Поэтому подробно изучаю историю создания каждого стандарта, который исполняю, слушаю, как пели его мировые легенды, продумываю образ и то, как преподнесу его зрителю».

У джазовых концертов есть замечательная особенность: музыкантам принято аплодировать прямо во время выступления, отмечая таким образом понравившиеся соло или даже отдельные пассажи. Так рождается дополнительная связь между залом и сценой. Уна ощущает ее по-своему, превращаясь в живую ртуть, постоянно двигаясь, даже когда приходится ждать своей партии: «Поделюсь маленьким секретом: когда пою, то словно растворяюсь, не замечаю ничего. Но для меня важны глаза зрителей - зеркало их души. Когда вижу заинтересованные взгляды, понимаю, что все не напрасно. Недаром говорят, что красота в глазах смотрящего, а в нашем случае ещё и в ушах слушающего. Ну а двигаться на сцене - это моя внутренняя потребность. Неподвижно стоять у микрофона я не могу!»

Коронный номер

Два человека, которые говорят: «Я люблю джаз», уже могут быть уверены в достаточной степени духовной близости. Но при этом могут очень сильно разойтись во вкусах: настолько разнообразна эта музыка. Уна признаётся, что ее привлекают в джазе самые разные течения и исполнители: «Люблю джаз во всех его проявлениях, это уже неотъемлемая часть моей жизни. Пока мне ближе всего бразильские мотивы: иногда самба, иногда босса-нова, зависит от настроения; люблю фьюжн и кул. А вообще слушаю много джаза каждый день, причем как великих исполнителей, так и современных, и каждый раз нахожу для себя что-то новое и интересное».

Количество «джазовых стандартов», то есть популярных пьес, которые часто используют в качестве основы для нового исполнения, точно не установлено – речь примерно о трёх сотнях. Из столь внушительного списка превосходных мелодий трудно выбрать одну любимую, но для Уны это «Караван» Дюка Эллингтона и Хуана Тизола, созданный в 1936 году. Позже Ирвинг Миллс дописал текст, в котором идёт речь о жаркой пустыне, звёздах в ночном небе и любви в сердце. Пожалуй, нет в мире ни одного поклонника джаза, который не знал был этой темы с её старательно выдержанным ближневосточным колоритом и монотонным ритмическим рисунком, наводящим на мысль о мерно шагающих по пескам верблюдах.

«Мой коронный номер! – говорит Уна, - всегда пою «Караван», как в последний раз. Вариантов этого стандарта записаны сотни, но все равно, едва лишь слышу первые ноты, мое сердце замирает! Для меня это образец жанра. Абсолютно гипнотизирующее звучание».

Девушка с сожалением отмечает, что в Пензе не так много поклонников джаза и не столь развиты исполнительские традиции, а потому высоко ценит стремление музыкантов находить новые (или подзабытые старые) способы взаимодействия друг с другом и публикой: «От джем-сейшна, который не так давно состоялся в «Черном рояле», я просто в восторге! Конечно, петь без репетиций с незнакомыми музыкантами волнительно, но замечательная атмосфера на сцене и в зале способствовала тому, что страх исчез, и я смогла полностью насладиться процессом. Очень благодарна всем причастным и очень надеюсь, что формат станет традиционным, а сама опять смогу участвовать!».

Дмитрий ИНЮШКИН

Фото из личного архива Уны Косурс.