Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
На передовую к сыну
Дата размещения: 26 июля 2024

На передовую к сыну

Наш земляк, столичный кинорежиссёр, доставляет «гуманитарку» в зону СВО.

Специальная военная операция, словно лакмусовая бумага, проявила лучшие и худшие стороны наших современников. Особенно ярко они почему-то высветились у представителей творческой интеллигенции. Одни, поджав хвост, предпочли сбежать из страны, примкнув к пятой колонне. А другие с риском для жизни дают на передовой концерты, собирают гуманитарную помощь и вообще всеми силами поддерживают наших бойцов.

В многочисленную когорту честных и смелых входит наш земляк, кинорежиссёр, автор и исполнитель песен Николай Фомин. Мы встретились с ним на очередном фестивале народной песни «Российская глубинка», который недавно проходил в селе Казанская Арчада, что в Каменском районе. Однако наша беседа в большей степени касалась его регулярных поездок за «ленточку» в составе пензенской бригады волонтёров (сам Николай живёт в Москве). Кстати, сын режиссёра Никита после окончания пензенского техникума отправился защищать Родину в зону СВО.

Недолгая встреча
— Периодически мы отправляемся на передовую с гуманитарным грузом, были там перед Новым годом, затем 23 февраля. Я стараюсь по возможности навещать своего сына, который служит в морской пехоте. Сейчас обстановка накаляется из-за угрозы атак квадрокоптеров, поэтому долгое время мы не могли с ним увидеться, — рассказывает Николай Фомин. — Кстати, часто нашей группе волонтёров помогает ректор ПГУ Александр Гуляков. Недавно, например, доставить «гуманитарку» на передовую нам помогли два университетских водителя — отец и сын. В тот раз мы везли не только провизию и оборудование, но и перегоняли бывшую машину скорой помощи (ребята очень просили автомобиль, не привлекающий внимания).
Путь пролегал через Мариуполь и Мелитополь. По ряду причин связаться с сыном долго не удавалось, и я, конечно, расстроился. Но в четыре утра он позвонил сам: «Пап, ждём вас на блокпосту!» Подъехали, встречаемся, обнимаемся и говорим ребятам: «Машину пригнали, берите!» А как возвращаться будем — не подумали… Главное — «гуманитарку» доставили.
Потом мы недолго пообщались в каком-то деревенском домике, поскольку сильно задерживаться было нельзя: если машина простоит на дороге больше 10–15 минут, её непременно заметит дрон. А дальше — как повезёт. Несмотря на короткую встречу, мне удалось познакомиться с сослуживцами сына. Отличные ребята! Один из Балаково, другой из Краснодара. Спрашивают меня: «Никита сказал, что вы режиссёр, а какие фильмы вы снимали?» Перечислил названия картин. Они говорят: «О, здорово, будем смотреть!»
Пока разговаривали, я рассматривал дом. На одной из стен увидел приколоченные огромными гвоздями сотовые телефоны. Бойцы объяснили: «Изъяли у местных «ждунов», которые снимали наш блокпост».
Дальше мы ехали с ребятами из разведки. Один из них меня узнал, говорит: «Видел в интернете, как вы пели песню о бабушке, которая встречала наших воинов с красным знаменем». А я в свою очередь рассказал им свою историю, которая стала темой другой моей песни… В Мариуполе нацисты долбили из РПГ по нашему подбитому БТР, стараясь его поджечь. Но у них ничего не вышло: подоспели российские танки, один из танкистов под градом пуль подцепил к БТР трос, и ребятам удалось его вытащить. После этого случая я написал такие стихи:

А вчера на Украине
подорвался на мине
бэтээр российских солдат,
Из РПГ нацисты долбили, пытаясь поджечь
наших ребят.
Но знаю: надежда —
она всё ж бывает
и знаю — на каждой войне,
И небо в тот миг
не улыбалось,
и пули стучали,
как град, по броне.
Чрез кучу завалов
прорвались танкисты,
парнишка из танка
с тросом в руке,
И бэтээр из пепла
тащили ребята —
как много героев
мы не видим в толпе…

С разведчиками мы доехали до места, где нас уже встретили пензенские ребята.
Когда возвращались обратно, пришлось уходить от «Бабы Яги» (скорость этого квадрокоптера 70 км, а мы по дороге выжимали все 130). Но у «газели» неожиданно забарахлил мотор, пришлось выпрыгивать из машины, и тут к нам быстро подъехали военные на «Урале». Потом мы добирались уже через Джанкой до Краснодара, а оттуда — до Пензы.

Без творчества — никак
— Каждая поездка — это риск. Вы собираетесь продолжать доставлять на передовую гуманитарные грузы?
— Конечно. Осенью снова поедем, уже договорились, ребята-то ждут. На передовой, если честно, артисты бывают не часто. В прошлом году приезжала одна певица, и так случилось, что там она и погибла. А ещё один парень, автор песни: «333» с ночи до зари, от рассвета до заката — «333» («333» — это приказ: «Артиллерия — огонь!»), тамбовчанин Александр Ванюшкин, исполнял её на передовой под гармонь. Бойцы чудом спасли его от упавшего поблизости дрона.

— Помимо таких опасных, но весьма важных и нужных поездок, вы участвуете и в праздниках песни на родной Пензенской земле…
— Да, недавно я побывал на фестивале памяти Дины Злобиной в Мокшанском районе. Причём накануне выложил в сетях свой документальный фильм «Дина — голос Сурского края» (0+). Буквально за два дня набралось почти 4 тысячи просмотров. На днях позвонил своему другу, народному артисту России Александру Пяткову, говорю ему: «Знаю, ты только из Евпатории приехал, посмотри «Дину», ведь ты там тоже участвуешь». В фильме он читает её стихи на площади Маяковского в Москве, напротив театра Сатиры. Посмотрел, понравилось…

— Знаю, что с этого фестиваля вы вернулись в Москву не с пустыми руками.
— Я давно уже знал о местной чудодейственной глине, но как-то не очень верил в её целебный эффект. А в этот раз мы после завершения концерта пошли на реку Мокшу — это место находится как раз напротив дома, в котором живёт мой друг. Солнце, проточная вода. Ты заходишь и достаёшь руками до глиняного дна. Я решил взять лопату, зачерпнул глину, весь ею обмазался… и как заново родился! Что интересно, она сразу же разглаживает на лице морщины, но главное — излечивает суставы, а это очень важно для людей моего поколения.

— И где же находится это место?
— В селе Чернозерье Мокшанского района, где родилась и жила поэтесса Дина Злобина. Кстати, она не сажала у себя яблони и груши, их заменяли берёзы и вётлы, весь её сад состоял именно из этих деревьев. Актриса Юлия Нагаева, выпускница столичного ГИТИСа, исполнившая в фильме роль Дины Дмитриевны, пела песню на фоне берёзы. Говорю Юле: «Как только соловей запоёт, и ты вместе с ним». И вот она поёт, и соловейка вверху тоже заливается, исполняя свою партию. Это было здорово!

Олег ТКАЧЁВ.
Фото Т. Гуренко и
из семейного архива Н. Фомина.