Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Комплексный подход — приоритет в развитии Пензы
Дата размещения: 31 июля 2024

Комплексный подход — приоритет в развитии Пензы

Баланс, эффективное распределение средств и учёт перспективы развития областного центра — принципы, на которые опирается
в своей работе городская администрация.

Приступить к проектированию надземного пешеходного перехода на улице Измайлова в районе улицы Ангарской — такое поручение было дано недавно главой города управлению капитального строительства. Новый переход позволит обеспечить безопасность пешеходов и беспрепятственное движение автотранспорта.
Строительство развязки на пересечении улиц Антонова и Измайлова тоже находится на постоянном контроле у городской администрации. Впрочем, иначе и быть не может, ведь развитие городских территорий должно проходить комплексно, тогда Пенза будет городом, удобным для жителей.
Еще один пример такого подхода: рядом с новой школой, которая скоро откроется в микрорайоне ГПЗ-24, оборудована парковка для родителей. Пешеходная дорожка ведёт к зданию, путь к школе удобный и безопасный. К слову, это единственное образовательное учреждение в нашем городе, имеющее собственную автомобильную парковку, а в целом в стране таковых единицы.
О том, что делает администрация города для того, чтобы областной центр стал ещё уютнее и комфортнее, а также о застарелых проблемах, которые нужно решить в первую очередь, мы поговорили с главой Пензы Александром Басенко.

Город —
для жителей
— Александр Николаевич, недавно вы побывали в Республике Беларусь, какие полезные практики увидели у коллег?
— На самом деле в Белоруссии я был несколько раз, посетил Брест, Могилёв, Минск. Все города очень чистые и благоустроенные. Видно, что постоянно ведётся работа по содержанию территорий, их состояние одинаково хорошее и в центре, и на окраинах.
Деревья побелены, все остановочные павильоны примерно одинакового формата, ни на одном из них нет граффити, объявлений. К сожалению, у нас эти объекты не берегут. Даже когда в центре Пензы поставили остановку из закалённого двухслойного стекла, её разбили вандалы.

— Вы уточняли, как в Белоруссии добились такого бережного отношения к городским объектам?
— Я спросил у мэра Могилёва: «Почему у вас нет граффити?» Он посмотрел на меня с удивлением: «А почему они должны быть?» Это вопрос воспитания. Мы чистим остановки от объявлений, а там их не клеят. Вот разница. Там другая ментальность.

— Что нужно сделать, чтобы изменить нашу ментальность?
— Вести системную работу — начиная с семьи, детского сада, затем в школах, учебных заведениях, общественных организациях.
— Вернёмся к полезному опыту. Что-то из увиденного планируете использовать в Пензе?
— Надо, чтобы вся работа, касающаяся городского хозяйства, носила долгосрочный, регулярный характер. А не по принципу: судорожно приводим в порядок территории, где пройдёт маршрут делегации. Для меня это нонсенс, Пенза должна быть чистой и благоустроенной вне зависимости от приезда каких-то гостей. Город прежде всего для жителей, это принципиальный момент.
Мы должны обозначить наиболее острые проблемы, сформулировать пути их решения в виде долгосрочных программ, учитывая существующую бюджетную обеспеченность. Ресурсов сделать всё и сразу нет, нужно действовать планомерно. Распределить приоритеты и постепенно эти задачи решать.

Про вершки
и корешки
— Часть полномочий городской администрации передали в область, почему принято такое решение?
— Это необходимая мера, идёт планомерная работа по централизации управления в тех сферах, где логично убрать лишние звенья цепочки. Сначала в область перешли полномочия по транспортному обеспечению, сейчас — значительная часть по градостроительной деятельности.
Есть ещё один нюанс. Порядка 65 процентов бюджета нашего города — различные субсидии, субвенции, дотации федерального и регионального уровней. Если бы пропорция была в обратную сторону, тогда можно было бы говорить о других возможностях.

— Давайте точечно рассмотрим наиболее актуальные городские проблемы. Начнём с ремонта дорог. Какие сложности возникают при его проведении?
— Ремонт дорог планово идёт по всему городу, опять же в рамках федеральных программ. Кроме того, средства вкладывают город и область. Например, сейчас по решению губернатора выделено 400 миллионов рублей на ремонт внутридворовых территорий. Такие работы не проводили давно, наверное, со времен распада Советского Союза. А для жителей это очень важно. Когда человек выезжает из двора собственного дома и сразу проваливается в яму на дороге, любви к городским властям это не добавляет.
Отмечу, что здесь мы столкнулись с проблемой — ремонтом колодцев, которые расположены на городских дорогах. Дело в том, что эти объекты — внешнее проявление подземных инженерных коммуникаций. Длительный период времени они не обслуживались, их не ремонтировали. Сейчас коммуникации находятся в частных руках. Наша задача — заставить компании тратить свои деньги на ремонт собственных коммуникаций. В этом суть проблемы.
Представьте ситуацию: прокуратура пишет нам, администрации города, представление об устранении нарушений норм законодательства. Указывают, что ООО «Горводоканал» по такому-то адресу проводит работы, но место их проведения не огородили. Получается, что это произошло вследствие плохой работы мэрии.
Приведу пример: школьник поцарапал чужую машину. Кто виноват? Владелец автомобиля или ребёнок, который написал на ней матерное слово? Давайте включим логику и здравый смысл.
К слову, так же думают жители: если зимой произошла авария на теплосети и люди остались без тепла, виноват мэр. Но сети находятся в частных руках. Значит, и ответственность за теплоснабжение должна быть на этих компаниях. Помните советский мультфильм про мужика и медведя? Они сначала вместе сажали пшеницу и договорились, что вершки — мужику, а корешки — медведю. Когда последний понял, что его обманули, говорит: теперь наоборот. И мужик посадил репу. Вот эти игрища с передачей жизненно важных инженерных коммуникаций в частные руки тоже не имеют здравого смысла и не содержат логики.

— Похожая история с обновлением коллекторов?
— Да. Мы строим коллектор за счёт бюджетных средств, но так как их не хватает, берём в кредит у банка. И городу этот долг отдавать, но деньги за водоотведение берёт ООО «Горводоканал». Получается, мы платим, а на этих инженерных коммуникациях зарабатывает частная компания. Но вариантов нет: мощностей существующих коллекторов Пензе не хватает.
Сейчас строительство идёт на участке Серпуховской, старый коллектор там в очень плохом состоянии. Кроме того, развитие города приводит к увеличению объёма водоотведения, старый коллектор из-за его диаметра, состояния не справляется. Так что это жизненно важно для города. И это не единственный объект, который нужно реконструировать в срочном порядке. Под всё надо разрабатывать проектную документацию, искать финансирование — может быть, через федеральные программы.

— Сколько стоит строительство одного коллектора?
— Порядка 500 миллионов рублей. На сегодняшний день общая потребность средств на капитальный ремонт сетей водоснабжения и водоотведения — порядка 32 миллиардов рублей, годовой бюджет города — 22 миллиарда.

— Поговорим ещё об одной важной проблеме — состоянии контейнерных площадок для сбора мусора. Есть идеи, как их обустроить?
— На мой взгляд, это одна из острейших тем. Неправильно, когда на улицах города, в жилых кварталах стоят открытые контейнеры на восемь кубов мусора. Вывоз осуществляется по мере их наполнения — примерно раз в три-четыре дня. А летом у нас выше 30 градусов! Представляете, какой «аромат» рядом с ними? Кроме того, вороны, собаки растаскивают мусор. Это прошлый век, когда большой объём вывозят за один раз.
Снова получается, что в угоду частной компании, которой хочется больше зарабатывать, уродуем облик города. Формируем вокруг этих контейнерных площадок место разброса бутылок, пакетов и всего остального.
Я не говорю даже про Москву и Санкт-Петербург, но таких восьмикубовых контейнеров не увидишь и в соседних городах: Нижнем Новгороде, Казани, Ижевске, Ульяновске. Надо подготовить площадки для установки контейнеров меньшего объёма. И сделать так, чтобы до них люди шли по асфальтированной дорожке, а не по грязи.
Вместе с тем должна быть и ответственность жителей. Вот нам жалуется женщина: администрация не работает, у нас в подъезде между первым и вторым этажом образовалась свалка, её не убирают. А кто оставил этот мусор? Кто-то с улицы зашёл и бросил пакет? Понимаете, между расклеиванием объявлений в неположенном месте и выбрасыванием мусора в подъезде можно ставить знак равенства.

— Что делаете сейчас, чтобы изменить ситуацию с вывозом мусора?
— Совместно с Управлением ЖКХ и районными администрациями определяем наиболее проблемные контейнерные площадки.
Кстати, есть ещё одна народная забава. Когда стоит большой бак, люди, которые ремонтируют квартиры или офисы, строительный мусор оставляют в баке или рядом с ним. Чтобы бороться с этим явлением, воспитывать наказанием, мы решили увеличить штрафы за выброс мусора в несанкционированных местах. Ставим камеры видеонаблюдения, чтобы было понятно, кому выписывать штраф.
— Как изменится размер штрафа?
— Было 500 рублей, планируем поднять до 15 тысяч рублей для юридических лиц и до 5 тысяч — для физических. Сейчас ставлю такую задачу: ликвидировать те контейнерные площадки, которые являются наиболее яркими местами концентрации, притягивают недобросовестных граждан, которые вокруг устраивают свалки. Возможно, перенесём эти площадки в более удобные места, обустроим их. Чтобы у каждого дома была цивилизованная небольшая контейнерная площадка.

— Знаю, что у вас есть пример по обустройству остановочных павильонов, который вы планируете использовать в Пензе.
— Верно. В одном из городов коммерческая компания установила на остановочных пунктах автоматы по продаже кофе и других напитков, а за это привела остановки в порядок, они теперь оформлены в одном стиле. Где большой пассажиропоток, оборудовала небольшие магазинчики.
Сейчас мы готовим предложение на конкурсной основе: передать остановочные павильоны в концессию организации, которая пожелает заниматься подобной деятельностью. Возможно, кто-то из местных предпринимателей заинтересуется, может быть, придут предприниматели из других регионов. Не важно кто, главное — результат. Потому что на территории города порядка 600 остановок, единомоментно обустроить их за счёт бюджета Пензы невозможно.
Ещё один вопрос — содержание таких павильонов. Это тоже большие деньги. О вандалах, которые целенаправленно расколотили двухслойное стекло, я уже говорил. Поэтому, если бизнес станет зарабатывать и возьмёт на себя ответственность по содержанию таких павильонов, думаю, это и есть положительный опыт частно-государственного партнёрства.

Роман КОСТИН.
Фото penza-gorod.ru и А. Патанина.