Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Анна Токмакова: «Не хочу клеить ярлыки»
Дата размещения: 26 июля 2024

Анна Токмакова: «Не хочу клеить ярлыки»

Пензенская художница размышляет об интересе провинциалов к живописи, рассказывает о критике в адрес своих полотен и объясняет, почему печатает открытки. 

Когда путь выбирает тебя
Как это чаще всего бывает с людьми творческими, интерес к искусству проявился у нашей героини в детстве — в том числе благодаря маме, по профессии инженеру, которая и по сей день хорошо рисует. Впрочем, одним только рисованием дело не ограничивалось: маленькая Аня пробовала себя и в танцах, и в музыке, пробовала совмещать одно с другим и третьим, но в итоге выбрала художественную школу, которую успешно окончила.
«В выданном мне свидетельстве почти все пятёрки и лишь пара четвёрок. При этом, честно скажу, недолюбливала лепку, но врождённая ответственность и обязательность сказывались — училась прилежно, без особых усилий справлялась со всякими подростковыми трудностями, которые обычно мешают. А самым важным в каждом отдельно взятом предмете во время учёбы для меня всегда была личность педагога», — рассказывает Анна Токмакова.
Логика подсказывает, что далее следовало продолжать учиться на художника, однако, по словам Анны, пришлось выбрать иной путь:
«Родители хотели, чтобы я получила высшее образование. Да, у меня были мысли после девятого класса пойти в художественное училище, но родители сказали, что такой вариант будет целиком на моей ответственности. В итоге не решилась пойти на такой риск и поступила в Пензенский государственный университет архитектуры и строительства по специальности «дизайн среды». Конечно, это другое, но всё равно в университете у меня было достаточно предметов, связанных с изобразительным искусством, а значит, с этой темой я так и не простилась. И, разумеется, продолжала рисовать. Не говоря уже о том, что своим образованием горжусь: годы учёбы дали мне много для профессионального развития и кругозора».

В зоне доступа
Говоря о любимых авторах, она называет трёх очень непохожих: Василия Кандинского, Михаила Врубеля и нашу современницу пензячку Наталью Сюзеву. Кстати, когда знакомишься с работами Анны Токмаковой, поневоле складывается впечатление, что они принадлежат как минимум трём художникам: настолько непохожи манеры разных её полотен. Сама она считает это продолжением поиска собственного стиля, но предпочитает не зацикливаться на терминах:
«Есть мнение, что мои картины — это гиперреализм. Приходилось слышать и такое понятие, как интеллектуальный реализм… Но не хочу клеить ярлыки на собственное творчество и совершенно спокойно отношусь к тому, что мы живём в эпоху постмодернизма, когда, по сути, всё новое уже давно придумано. С удовольствием пробую себя в разных манерах, направлениях и техниках».
Благодаря интернету современный мир даёт художнику (в самом широком смысле слова) принципиально иные возможности, чем, например, ещё каких-то полвека назад. Анна Токмакова озаботилась тем, чтобы создать собственный сайт, у неё есть Telegram-канал, однако сама она видит в этом лишь подспорье. Зато с удовольствием использует такой, казалось бы, старомодный формат, как открытки со своими работами, которые чаще всего можно найти в некоторых пензенских кофейнях.
«Сейчас популярно слово «мерч», или, иначе говоря, «сувенирная продукция», — объясняет Аня. — Открытки как раз по этой части — помогают познакомить с творчеством, приносят небольшие деньги, а люди получают в распоряжение доступный предмет искусства. Кстати, у меня самой уже есть коллекция открыток с картинами моих друзей-художников!»

Глобальное
в повседневном
Интерес к изобразительному искусству проснулся у людей ещё в первобытные времена, когда единственными его образцами были наскальные рисунки, часто имевшие сугубо прикладное назначение. С той самой поры человек любит смотреть и время от времени пробует что-то сделать сам.
«Два года я преподаю основы ИЗО в частной школе, — рассказывает Анна. — Возрастной разлёт моих учеников достигает полувека — от 13 до 63. Как правило, большинство приходит за тем, чтобы познакомиться с предметом рисунка, понять, каково это — уметь рисовать с натуры. Правда, есть единицы, которые не выдерживают базовых составляющих профессии и понимают, что им, скорее, ближе формат мастер-классов на часок-другой. А в основном все достойно заканчивают обучение. Многие потом продолжают самостоятельно рисовать, а кто-то и продолжает учиться индивидуально».
Она убеждена, что художнику необходимо показывать свои работы публике, но пока чаще участвует в коллективных выставках, и для этого есть вполне очевидные причины:
«Подготовить выставку персональную — это большой труд со многих точек зрения, включая, разумеется, материальную, поскольку каждую работу необходимо оформить. Но, если до этого однажды дойдёт, мне хотелось бы, чтобы все работы на ней были связаны одной стилистикой и определённой направленностью. А ещё чтобы они были узнаваемы. Чтоб зрители входили в зал и говорили: «О, это картины Токмаковой!»
В таком подходе, к слову, проявляется склонность художницы к концептуализму. Любимый её пример на эту тему — будущая серия «Мода сейчас такая», которая предлагает людям задуматься о судьбе планеты в целом. Центральный элемент первого полотна — самый известный в мире круглый леденец как символ того, что человек ради собственных потребностей истощает не только экологию, но и окружающих.


Увидеть общее в частном и глобальное в повседневном — вообще характерное стремление Анны Токмаковой. Одна из самых заметных её работ, которая называется «Будни», запечатлела вид предельно обычный: серая дорога, зелёные деревья, жёлтое такси, уткнувшийся в пасмурное небо фонарный столб. Обстоятельства места, времени и образа действия.
«За эту картину мне досталось однажды, — улыбается Аня, — один из членов комиссии молодёжной выставки, в рамках которой она была выставлена, сказал, что он её никогда не повесил бы у себя дома, потому что она производит депрессивное впечатление».

Не проходите мимо!
Прелесть любого произведения искусства в том, что на разных людей оно производит разное впечатление, но всё равно на первый план выходят эмоции. И, какими бы они ни были, именно их присутствие в восприятии становится результатом. То же самое касается отзывов посетителей.
«На выставках я обычно остаюсь в роли стороннего наблюдателя, которому нравится слушать, что люди говорят о моих работах, — признаётся Анна. — И на той же самой молодёжной выставке своими ушами слышала, как пара человек, не подозревая о присутствии рядом автора, сказали о моих «Буднях», что это не живопись. Первая реакция, конечно, досада. А потом становится понятно, что это всё равно классно — людям нашлось что сказать. Хуже было бы, если бы просто прошли мимо. Но они ведь на некоторое время остановились и отреагировали. Думаю, это главное».
Самореализация — одна из важнейших целей художника, но не менее важно для него внимание публики. Выставки изобразительного искусства не столь посещаемы, как концерты поп-музыки, однако и к ним есть интерес, в том числе в провинции, чему Анна Токмакова может только порадоваться:
«Понятно, что, согласно пирамиде Маслоу, человек больше сосредоточен на удовлетворении своих первейших жизненных потребностей. Но хорошо, что иногда возникает потребность в чём-то большем. Например, пойти на выставку. Или купить себе открытку с живописной работой».

Дмитрий ИНЮШКИН.
Фото из личного архива Анны Токмаковой