Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Небесная помощь
Дата размещения: 10 мая 2023

Небесная помощь

Санитарная авиация была развита в советское время. В перестроечные постсоветские годы полёты прекратились. Почти двадцать пять лет самолёты и вертолёты с медработниками на борту  не поднимались в воздух в Пензенской области. Однако в 2020 году всё изменилось. В нашем регионе санитарная авиация возродилась благодаря федеральному проекту «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» национального проекта «Здравоохранение», инициированного Президентом России.  

Быстрая эвакуация
Вылеты людей в белых халатах осуществляются регулярно на отечественном вертолёте «Ансат».
За три года вертолёт совершил 174 вылета и доставил в областной центр 207 пациентов.
«Это федеральная программа, и финансирование идёт за счёт средств центра. Мы закупаем услугу работы вертолёта по контракту. Нам предоставляют вертолёт, пилотов, а медицинские работники — это только реаниматологи, прошедшие специально переобучение, — уже наши, пензенские, — рассказал главный врач ГБУЗ «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» Владимир Атякшев. — В вертолёте есть всё необходимое оборудование для перевозки больных в условиях реанимации: аппарат искусственной вентиляции лёгких, аппаратура, следящая за состоянием пациента. Среди них: монитор витальных функций, ЭКГ,
пульсоксиметр, два больших баллона с кислородом. Самая активная бригада медиков: Евгений Михайлович Архангородский, Алексей Николаевич Каденков, а также другие реаниматологи, привлекаются по мере необходимости. Также на борту может находиться ещё один медицинский работник среднего звена — медбрат или медсестра-анастезистка. За пультом управления два пилота, они сидят впереди».
На территории региона работает в основном межбольничная эвакуация, то есть когда нужно забрать пациента из районного медучреждения и доставить в областной центр. В этом году уже были полёты в Кузнецк, Сердобск, Каменку, Нижний Ломов, т.е. во все межрайонные больницы, а совсем недавно эвакуировали юного пациента для оказания высокотехнологической помощи в Казань для госпитализации. Бывают также межрегиональные полёты в Нижний Новгород, Москву.

Заявка на полёт
Чтобы в районный центр прибыл вертолёт, необходимо сделать заявку на полёт о конкретном случае, не требующем отлагательств. Вызов поступает из межрайонной больницы на экстренную эвакуацию. После подтверждения вызова бригада выезжает на скорой с мигалками до аэропорта, где в режиме готовности уже ждёт вертолёт. Пилотам надо 30 минут, чтобы полностью подготовиться к вылету. Главное условие для посадки вертолёта — отсутствие линий электропередачи, проводов, ровная поверхность и пути подъезда. Часто в небольших городках вертолёт сажают на бывшие стадионы, старые аэродромы или даже поля. Пилоты сами выбирают место для посадки. А дальше требуется успеть доставить пациента уже на место.
В областном центре пациентов доставляют чаще всего в шестую клиническую больницу или областную имени Бурденко.
Возраст пациентов разный. Если летит ребёнок, то с ним обязательно в сопровождении должен быть родитель, если взрослый в недееспособном состоянии, то на борту присутствует его представитель. Бывали случаи, когда на борт брали сразу двоих пациентов, один находился на носилках, а второй мог сидеть.
Зимой вылеты совершаются, но реже — из-за погодных условий. А порой и места для посадки просто нет из-за обильных снегопадов.
«Бывали случаи, когда пациент наотрез отказывался лететь из-за боязни высоты. Перед каждым полётом человек подписывает документы, что он согласен на то, чтобы его доставили на вертолёте. Никого против воли мы на борт не берём, — заверил заместитель главного врача по медицине катастроф Александр Гришин. — На первом месте среди тех, к кому спешим по вызовам, больные с сердечно-сосудистыми заболеваниями, потом получившие различные травмы и с неврологическими недугами. Часто доставляем граждан с ожогами в федеральный ожоговый центр, что расположен в Нижнем Новгороде. Такие больные легче переносят перевозку по воздуху, чем на наземном транспорте, плюс к этому, конечно, выигранное время и вовремя оказанная качественная медицинская помощь.

Посадка на остановке
и селфи в салоне
Евгений Архангородский семь лет в санавиации. Пензенец почти четыре года трудился во Всероссийском центре медицины катастроф, которая занималась перевозками людей по всему миру самолётами МЧС. Он работал на крупных общероссийских мероприятиях, авиасалонах, летал за пострадавшими в Турцию, Перу, Индию. Но когда в 2020 году в Пензе начали подготовку для работы
санавиации, Евгений Михайлович не остался в стороне.
«Из Москвы уволился и стал трудиться в Пензе. В памяти всплывают разные эпизоды. Был случай в Каменке, мы не могли найти место, куда приземлиться, в итоге вертолёт сел рядом с автобусной остановкой. Я вышел из кабины и спросил у местных дорогу. А ещё помню, лично просил в Нижнем Ломове установить флаг на здании, чтобы пилоты могли по нему ориентироваться на ветер и посадку. Мою просьбу услышали. А в Кузнецке мы приземлялись на заброшенном стадионе», — вспоминает Евгений Архангородский.
А однажды, уже доставив пациента до Нижнего Новгорода, пилотам и медику пришлось сутки ждать в аэропорту лётной погоды из-за грозового фронта.
«Перед каждым полётом я сначала разговариваю с пациентом, спрашиваю, есть ли опыт полётов, как переносит качку. Рассказываю, о том, что ждёт его во время полёта. Ещё на земле я должен подготовить пациента, так как в вертолёте очень ограниченное пространство, там невозможно совершать все манипуляции. То есть мы сначала готовим больного, подключаем всё оборудование и только потом взлетаем. Во время полёта мы общаемся с пациентом с помощью наушников», — продолжает собеседник.
Одна пожилая пациентка весь полёт до больницы крестилась, а другой пациент даже в лежачем состоянии пытался сделать селфи внутри вертолёта. Каждый по-разному относится к перелёту, но все случаи закончились удачно, и граждане были доставлены.
Евгений Михайлович за время работы на Пензенской земле уже сам может показывать пилотам дорогу и места посадки.
«Санавиация выполняет ту же функцию, что и реанимобиль. Плюс только в скорости доставки пациента. Ведь когда случай сложный, счёт идёт на часы, и чем быстрее мы доставим человека и окажем ему помощь, тем быстрее он выздоровеет», — резюмирует Владимир Атякшев.
Екатерина РАЦ.

Наша справка:

Вертолёт «Ансат»  оснащён медицинским модулем. Это легкомоторный летательный аппарат отечественного производства. Он имеет всё необходимое для оказания неотложной медицинской помощи во время полёта:  устройство для мониторинга давления, сердечного ритма, аппарат искусственной вентиляции лёгких с кислородными баллонами и т.д. 

Фото из архива Пензенской
областной станции скорой