Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
ПРАВЕДНИК НАРОДОВ МИРА
Дата размещения: 17 июля 2024

ПРАВЕДНИК НАРОДОВ МИРА

Рецензия

1 июля в столичном театре «Маска» состоялась церемония вручения национальной кинопремии «Ника». Наград были удостоены лучшие отечественные фильмы, режиссеры, актеры и сценаристы.

Знакомясь с итогами этого яркого события в жизни российского кино (а ведь этой церемонии не проводилось уже три года!), обратил внимание на то, что в числе главных победителей номинаций – создатели фильма «Праведник» (12+), вышедшего на экраны в феврале прошлого года. Картина победила в номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» (Сергей Урсуляк), «Лучшая мужская роль» (Александр Яценко) и лучшая работа режиссёра монтажа (Маргарита Смирнова).

К сожалению, в конце 2023 года, когда в Пензе проходил очередной кинофестиваль «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина, по независящим от организаторов причинам, «Праведника» (12+) не оказалось в его программе. И только сейчас можно понять, насколько бы фильм украсил наш кинофорум… Впрочем, на состоявшейся акции «Ночь в кино» 27 августа в Пензе зрители имели возможность его посмотреть.

Но даже год спустя страсти и интерес к этой картине нисколько не остыли. Думается, что по своей тематике и значению её можно смело поставить в один ряд со «Списком Шиндлера» (16+) Стивена Спилберга и «Одной жизнью» (18+) Джеймса Хоуза. Уже хотя бы потому, что сняты были по реальным и документальным историческим событиям Второй мировой войны. Да и основные линии сюжетов схожи – истории геноцида евреев, их героического спасения во времена холокоста…

Ведь именно сегодня, когда мир погружается в атмосферу международной напряжённости (как говорили когда-то наши политические телеобозреватели), тема возвращения фашизма на территорию бывшего Советского Союза становится всё более злободневной. И, что интересно, вновь сегодня далеко не всё спокойно у представителей еврейской национальности, – в состоянии войны находится и Израиль…

Ну, а возвращаясь к историческим и реальным событиям, ставшим сюжетом картины, напомню, что в 1942 году Николай Киселев (его роль великолепно исполнил Александр Яценко) получил задание вывести за линию фронта уцелевших еврейских жителей белорусской деревни Долгиново, большинство из которых – женщины, старики и дети. Причём, ведь и сами съемки проходили в Белоруссии, в тех местах, где разворачивались эти драматические события.

Главным, на мой взгляд, достоинством картины стали сцены взаимоотношений общей советской группы, задачей которой стало совместное движение, как в прямом, так и в переносном смысле, – к общей цели.

Символично, что лес и сама природа также становятся своеобразными защитными стихиями, помогающими этим людям различных национальностей и вероисповедания в борьбе за жизнь против человеконенавистнической идеологии фашизма. А в процессе этого трудного пути, длиной почти в полторы тысячи километров, сопровождаемом военными столкновениями с врагом, показана жизнь людей, которых сплачивают вместе эти обстоятельства, и которым отнюдь не чужды в это время даже романтические чувства. Так, герой Евгения Ткачука, сталелитейщик «Ферзь» из Нижнего Тагила, влюбляется в молодую еврейскую девушку (которую очень ярко сыграла Мария Золотухина, внучка знаменитого артиста), и события эти разворачиваются с удивительно закрученным сюжетом, где, в конце концов, жениху приходится соблюсти все древние свадебные обычаи. И как тут не отдать дань тонкой операторской работе Михаила Милашина, что придала картине свою необыкновенную ауру и философское звучание в этом природном противостоянии добра и зла, войны и мира. Одним словом, фильм полон смыслов, как и сама жизнь…

Да, часто в процессе просмотра этой 2,5-часовой картины особо чувствительным зрителям приходится хвататься за носовые платки, дабы вытереть слёзы, ибо берущих за душу сцен достаточно. Впрочем, есть, как всегда в нашей жизни, и веселые моменты. И пусть не такие «развернутые» роли у Сергея Маковецкого, Фёдора Добронравова, Константина Хабенского и других известных артистов, но сыграны они здесь все по-настоящему профессионально, с изюминкой. При этом нельзя не сказать и о ярких эпизодических ролях актёров «из народа».                                                                                                                                   А, возвращаясь к заголовку публикации, замечу, что в 2005 году реальному (а не киногерою) Николаю Киселеву было присвоено звание – «Праведник народов мира».                 Его дочь Татьяна Киселёва в одном из интервью заметила: «Дай бог, чтобы, посмотрев художественный фильм «Праведник», молодая аудитория нашей страны, наконец, прочувствовала, что такое война, что такое фашизм, что такое зверское уничтожение наших людей. И увидит людей, которые готовы спасать и защищать».                                                    Моя коллега, журналистка «Российской газеты» Сусанна Альперина, говоря о значимости этой картины, недвусмысленно заметила: «…в наши дни, когда, увы, сожжены многие мосты между прошлым и будущим, образ горящего моста приобретает столь масштабное значение, что моментально выносится за рамки киноэкрана».  Сам же Сергей Урсуляк свою режиссёрскую сверхзадачу комментирует следующим образом: «Я думаю, наша задача общая – просто не допускать, чтобы это происходило, понимаете? Какая-то должна быть внутренняя инъекция, не пускающая эту заразу в организм. И вот тогда будет коллективный иммунитет. Наверное, то, что я говорю, очень наивно. Но я не знаю, как еще бороться. Надо петь свою песню про хорошее и верить, что это какую-то отдачу дает».

…Внимательно посмотрев эту картину, я ещё раз порадовался тому, что душа нашего отечественного кинематографа продолжает оставаться глубокой и вызывающей у зрителя добрые и искренние чувства.

Олег Ткачёв