Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Полвека любви и согласия
Дата размещения: 16 сентября 2020

Полвека любви и согласия

В чем заключается секрет счастливой супружеской жизни?

«Отец не спал ночами, много курил, узнав, что я собралась замуж за простого заводского парня Вовку, — с улыбкой на лице вспоминает Татьяна Валерьевна Минаева. — Я же была из обеспеченной интеллигентной семьи. Отец «примерял» мне совсем другого мужа. Даже пригрозил, что не будет играть свадьбу, на что получил мой твердый ответ: «Не надо, все равно уйду к нему»...

В прошлые выходные в пензенском территориальном отделении ЗАГС Ленинского района чествовали супругов-юбиляров Минаевых. И в этот же день здесь внучка Владимира Евгеньевича и Татьяны Валерьевны Юля сочеталась законным браком. Так же, как и когда-то ее двадцатилетняя бабушка, — в ЗАГСе на улице Кирова. Теперь дата — 12 сентября — станет в семье особенной. Несколько лет назад Юля решила, что выйдет замуж только в день свадьбы дедушки и бабушки, ставших для нее примером душевного супружеского союза и образцом крепкого семейного уклада.

Рыцарь с завода

Вопреки негодованию отца Татьяны согласие на брак было получено. Пышная свадьба влюбленных «пела и плясала», а приглашенных было почти полторы сотни человек.
«Впервые увидев Вову, подумать не могла, что выйду за него замуж, — признается Татьяна Валерьевна. — Познакомились мы благодаря моей подруге Ольге, на поминках Вовиной тети. Моя и его мамы, как выяснилось, вместе учились, а нити судьбы соединили нас — их детей». Владимир в то время трудился на заводе, рядом с которым жила Татьяна. После работы мчался к даме сердца на свидание. Встречи обычно затягивались допоздна, транспорт переставал ходить, и влюбленный добирался домой пешком. Стояла холодная зима. Оказавшись дома, чистил снег, завтракал и снова ехал на завод. В таком графике паренек жил изо дня в день. А юная Таня наблюдала за избранником и все сильнее влюблялась.
Выйдя замуж, девушка, как и положено, пришла жить в семью супруга. «Мы жили хорошо — весело и дружно, — рассказывает Татьяна Валерьевна. — Вовины родители помогали, как могли — никогда не брали с нас денег, поэтому у нас всегда была возможность тратить свою зарплату на личные интересы, не думая о коммунальных расходах, не беспокоясь о тратах на продукты».
Конечно, как и в любой семье, у супругов Минаевых случалось всякое. Вот и Татьяна однажды собрала вещи и… ушла. «На тот момент наша первая дочка была маленькой, — вспоминает Владимир Евгеньевич. — Таня ушла, но сразу вернулась».
«Родители не поддержали меня в ссоре с мужем, — подхватывает наша собеседница. — Сказали, если вышла замуж, выбрала человека, вот и живи с ним, нечего бегать и жаловаться. Раньше люди были мудрее».

Венцы из воска

В один из вечеров молодожены пошли в кинотеатр «Москва» и увидели свое свадебное фото в витрине фотоателье, располагавшегося на улице Володарского. Татьяна и Владимир вздрогнули от неожиданности. Без ведома супругов кто-то выставил снимок как одну из визитных карточек фотосалона. Влюбленные лица Минаевых потом еще долго притягивали любопытные взгляды прохожих…
На фото — двадцатилетняя невеста, чью голову венчает красивое украшение. Сейчас таких не найти. Выполнено оно из воска. Татьяна решила последовать личному примеру своей бабушки — женщины проницательной и мудрой, и заказать свадебный головной убор в церкви. Девушка отправилась в Успенский собор, чтобы отыскать ту самую мастерицу, которая в свое время изготавливала свадебный венок и венчальные свечи Татьяниной бабушке.
Всех видов рукоделий в храмах и монастырях не перечислить. Кропотливый процесс изготовления цвета (так называли раньше свадебные венки) чем-то напоминает современное искусство бисероплетения, только вместо бусинок — восковые шарики, а вместо лески — тонкая проволока, чтобы свадебный венец держал форму. Леску и синтетические нити использовали для декоративных элементов головного убора, свисавших от висков до плеч. К восковым цветам добавлялись листики из папиросной бумаги. Для жениха делалась бутоньерка.
Мода на восковые свадебные украшения чередовалась периодами подъема и спада, а к середине XX века практически исчезла. А в семье Минаевых бережно хранят, как святыню, целых два восковых венца (бабушкин и внучкин), ставших семейной реликвией.

Всех подружило регби

Но вернемся к семье Минаевых. Владимир Евгеньевич успевал уделять время семье, работать, и … играть в регби. В то время Олег Балашов, который на протяжении многих десятилетий оставался наставником пензенской регбийной команды, создал при заводе ВЭМ первую в городе секцию. В начале 70-х первые успехи пензенских регбистов во всероссийских и всесоюзных соревнованиях подогревали интерес к этой игре. Владимир Евгеньевич объездил всю страну, являясь участником команды. Однажды в роли медсестры в Ташкент с мужем отправилась и Татьяна Валерьевна.
«Молодые, спортивные, активные и крепкие ребята — защитники своих семей, трудоголики, упорные в спорте, — утверждает Татьяна Валерьевна. — Мы, их жены, за ними всю жизнь как за каменной стеной. Кстати, как только наши мужья увлеклись регби, мы — вторые половинки — сразу подружились между собой, да так крепко, что до сих пор общаемся, дружим семьями».

Александра Королева