Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Тариф раздора
Дата размещения: 11 Marchа 2022

Тариф раздора

Снизят ли цену в маршрутках?

Областной Арбитражный суд поддержал Пензенскую УФАС, которая сочла стоимость проезда в маршрутках монопольно завышенной. За необоснованное повышение тарифа суд оштрафовал перевозчиков в общей сложности почти на два миллиона рублей. Что дальше? Упадет ли цена за проезд? 

У других дешевле
Конечно, для простого человека снижение цены хоть на что-то — это не такое уж частое явление! Поэтому новость о судебном решении в пользу УФАС (а заодно и в пользу простых горожан) многие восприняли настороженно.
«Разве такое когда-нибудь было? — удивлялись опрошенные нами горожане. — Чтобы за проезд стали меньше брать? Вот больше — это понятно, мы уже привыкли в очередной раз семейный бюджет урезать…»
Однако в антимонопольной службе непреклонны: перевозчики не смогли подтвердить расходы, которые были заложены в расчет тарифа.
«Тариф в размере 32 рублей — за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках», — сообщает пресс-служба регионального УФАС.
Другими словами, специалисты ведомства изучили ситуацию в соседних регионах с сопоставимым количеством жителей и пассажиропотоком. И выяснили — цены на проезд в таком же транспорте там заметно ниже.
«Доказательства фактических затрат, которые были понесены пензенскими перевочиками до повышения тарифа, отсутствуют, — поясняет начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Валентина Пегова. — Кроме того, необходимость повышения цены на проезд в 2019 году они объясняли расходами на приобретение кассовых аппаратов, которые по закону должны быть установлены в каждой маршрутке».
Но касс до сих пор нет.
«Именно поэтому перевозчики не могут подтвердить пассажиропоток, а следовательно, и свои расходы», — продолжает Пегова.
Правда, владельцы транспортных компаний не согласны с таким суждением. На неудобные вопросы перевозчики отвечают, что у них имеются так называемые онлайн-кассы. То есть человек может взять в маршрутке обычный, висящий на рулоне билетик, а затем отсканировать его и получить на специальном интернет-ресурсе электронный вариант документа, подтверждающего его проезд. Такая услуга, мол, выгодна командировочным и тем, кому нужно отчитаться на работе о поездке. Но я, например, ни разу не видела, чтобы кто-то из пассажиров брал в маршрутке билет. А вы?

Чего ждать?
Напомним, что 21 июля 2021 года решением Пензенского УФАС действия ООО «Компания «Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», ООО «Меркурий» и ООО «Меркурий-авто-6» по установлению тарифа на проезд в автобусах малой вместимости в размере 32 рублей были признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением Закона о защите конкуренции. Однако срок исполнения предписаний антимонопольной службы был приостановлен, так как перевозчики обратились в суд, потребовав отменить предписания.
Спустя почти восемь месяцев, 2 марта этого года, Арбитражный суд встал на сторону регионального УФАС.
«После вступления решения Арбитражного суда Пензенской области в законную силу срок исполнения предписаний будет возобновлен. Предписания потребуют от перевозчика установить экономически обоснованные цены, — поясняют в антимонопольной службе. — В случае бездействия на перевозчиков будут наложены штрафные санкции от 300 до 500 тысяч рублей. Однако это не спасет их от исполнения предписания. Будет установлен новый срок исполнения, после чего последует новый штраф».

Что скажет директор?
Мы решили пообщаться с руководителями компаний-перевозчиков, которым УФАС выдало предписания. Дозвониться до большинства из них оказалось несложно. Правда, на том конце провода с нами общались рядовые сотрудники. Директоров и замов либо «не было на месте», либо они просто не брали трубку. Понятно, что комментировать ситуацию с ценами рядовые сотрудники не стали.
«Как вы думаете, будут машины ездить, если цены снизить? — спросили нас в приемной ООО «Компании «Дилижанс». — На что бензин покупать и технику ремонтировать?»
Но ведь в соседних городах при меньших ценах на проезд компании как-то и бензин покупают, и машины ремонтируют…
В итоге нам предложили звонить директору по тому же номеру, но в течение дня застать его так и не удалось, в приемной отвечали: «Его нет на месте».
В ТК «Дилижанс», зарегистрированной по тому же адресу, что и предыдущая компания (на Литвинова, 20), сотрудник наотрез отказался дать нам телефон руководителя.
«Мы не даем телефонов, только принимаем жалобы по качеству обслуживания», — сообщил он.
«А на цены вам пассажиры не жалуются?» — поинтересовались мы. На этот вопрос нам тоже не ответили.
В компании ООО «Меркурий» трубку снял дежурный механик, подсказавший номер приемной. Но там, как ни странно, к телефону никто не подходил.
В две другие компании дозвониться тоже не удалось. То ли руководство ушло в «глухую оборону», то ли активно решает вопрос со снижением стоимости проезда…

Наталья Небучинова.
Фото А. Патанина