Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Шесть кругов  в хорошем настроении
Дата размещения: 15 апреля 2021

Шесть кругов в хорошем настроении

Свыше двух миллионов километров проехала за рулем троллейбуса пензячка.

От аэропорта
до запрудного
Елена Петровна Кочетенкова ежедневно перевозит в салоне троллейбуса более 800 человек. За смену делает шесть кругов от аэропорта до Запрудного и назад.
«И так уже 32 года! — с гордостью говорит она. — Управление троллейбусом мне доставляет радость. Какое расстояние я преодолела за эти годы? Давайте посчитаем: 37 остановок от аэропорта до Запрудного. Общая протяженность одного маршрута составляет чуть более 40 км туда и обратно. В день 240 км. Умножить на 32 года с учетом отпусков и выходных — где-то
2 300 000 км за все годы накатала!»
Женщина отвечает не только за собственную безопасность, но и несет ответственность за пассажиров. О себе она говорит, что бесстрашная, чувствует себя за рулем уверенно. Ежедневная задача Елены перед тем, как отправиться по маршруту, — проверить машину на исправность. После проверки технического состояния транспортного средства остается протереть зеркало для лучшего обзора. И в путь!
«Вы думаете, в нашей сфере только мужчины трудятся? В троллейбусном депо около 40% женщин, — улыбается моя собеседница. — Результат работы у нас не хуже, чем у мужчин! А может быть, и лучше».

А обед по расписанию...
Ежедневно по 12 часов, в режиме «два через два». Шесть кругов по городу в смену. А когда же появляется возможность перекусить, сделать передышку?
«На все предусмотрено время, — отвечает Елена. — Конечно, нелегко. В туалет — в ближайший магазин на кольцевой. Там нас знают. И возможность перекусить в обеденный перерыв, конечно, тоже есть. Берем с собой термос с домашней едой: заранее варю щи или борщ, налеплю пельменей, кашу с котлетой, бутерброды. Себе и мужу. Виктор тоже водитель троллейбуса. Часто в рейсе видим друг друга, обязательно помашем: он в одну сторону едет, я — в другую. График такой».

Служебный роман
С супругом Елена познакомилась на работе. «Служебный роман» двадцатилетних людей перерос в настоящее чувство и крепкий брак. Вместе почти тридцать лет. Общее дело — путевые листы, ранние пробуждения в 4 часа утра — сближает. Полное взаимопонимание.
Увы, порой вместе выпить утренний кофе не удается. Надо спешить в диспетчерскую, чтобы пройти медпроверку и по­дышать в трубочку перед выходом в рейс. «Требования у нас строгие, такие, чтобы быть уверенным — наш водитель трезв, здоров и может быть допущен к управлению общественным транспортом», — говорит заместитель начальника ООО «Универсал Сервис» Наталья Червякова.
После медицинского освидетельствования все направляются в камеру хранения: получить внушительный баул с «инструментами водителя» и технический журнал. Потом с путевым листом — к диспетчеру.

С точностью
до минуты
Из депо троллейбусы уходят один за другим с точностью до минуты. Последовательность выхода четко рассчитана. Однако бывают заторы на дорогах, особенно в часы пик. Пробки — это бич. И тогда приходится нагонять график. Как? Нередко за счет своих перерывов.
Водитель бело-синего троллейбуса № 7 Елена Кочетенкова на свою линию выходит в 5.05 утра. «Не люблю подводить людей даже по независящим от меня причинам. Я деревенская, — рассказывает она. — Родители с детства приучили к обязательности. Папа был ветврачом, мама дояркой. В конце 90-х приехала из села Старое Захаркино Шемышейского района в город и захотела работать на транспорте с проводами. Закончила училище и стала водить троллейбус. Не жалею. Хотя в юности мечтала стать воспитателем в детском саду, — не­ожиданно призналась женщина. — Но сосед сказал, как отрезал: «Зачем тебе эти горшки, Ленка? Водитель — вот настоящая профессия, на все времена!» Он лихачил на КамАЗе, и я ему страшно завидовала».

Без троллейбуса
не обойтись
Просторный, светлый, с современным электродвигателем троллейбус идет плавно, без рывков и раздражающего шума. К технике своей Елена относится с почтением. «Беречь подвижной состав меня научил мой наставник Сергей Клопов, — говорит она. — При встрече всегда его благодарю: «Твоя школа!» Я у него на практике 287 часов за полтора месяца откатала. У него перенимала опыт — училась не только ямы объезжать, но и салон убирать, чтобы пассажирам приятно было. И еще в стрессовых ситуациях не нервничать, относиться терпимо к конкурентам-автобусникам, которые так и норовят объехать на остановках, чтобы поскорее забрать пассажиров».
Пензенский подвижной состав троллейбусного парка за последние годы обновился. И зарплата подросла. По словам Елены, несколько лет назад, когда пошли разговоры в городе о необходимости отмены троллейбусов, была обес­покоена. «Как же в Пензе без троллейбуса? — недоумевала она вместе со своими сослуживцами. — Это же самый экологичный, надежный и дешевый вид транспорта! Троллейбусная сеть значительно выросла и охватила практически весь город. Изменились и сами троллейбусы, теперь в них даже есть Wi-Fi. Нельзя без троллейбуса!»

Секретная подготовка
«Да, бывает, устаю. Работа нелегкая. Представьте только: штанга (в простонародье — рога) весит 18 кг! А нам предстоит колеса затягивать. В любую погоду. Зимой, летом, в метель и дождь... Но я выносливая. У меня есть секретная ежедневная физическая подготовка. Я же пенсионерка, мы выходим на заслуженный отдых в 50 лет, — улыбается Елена. — Хотите, покажу, как в обеденный перерыв помогаю своим затекшим мышцам?»
Женщина довольно ловко подтягивается и переворачивается на салонном поручне, заменившем ей турник, зависая вниз головой. Смотрю на нее с удивлением и невольным восторгом.

О курьезных случаях
и неприятных моментах
План по проданным билетам — это святое! Сегодня в паре с Еленой опытный кондуктор Лидия Александровна Игошина. «Пассажиры бывают разные, — рассуждает женщина с сумкой на плече. — В основном вежливые, понимающие. Важно даже в неадекватных ситуациях проявлять выдержку. Многие постоянно едут с нами по маршруту. Уже наглядно знаю, здороваемся».
«Кондуктор — моя правая рука! — заверяет водитель. — Важно, какой настрой в салоне, чтобы не возникало конфликтных моментов». Увы, бывают и неприятные случаи. Молодежь нередко ведет себя неадекватно. «Иногда мне хочется выругаться, хотя матерщину не люблю, — признается Елена. — Подростки озоруют — бегут, делают вид что хотят сесть в транспорт. Открываю дверь, а они в салон бросают непогашенный окурок! Это у них хайп! А если загорится обшивка внутри? Могут пострадать пассажиры. Об этом юные хулиганы не задумываются».
К счастью, таких моментов мало. Бывают ситуации, вызывающие и положительные эмоции.
«Недавно был случай, — сдерживая смех, вспоминает Елена. — На одной из остановок зашла немолодая пара. Элегантный супруг занял свободное место у окна. Его спутница — на противоположной стороне. К супругу подсела говорливая пассажирка: «Вы такой приятный мужчина. Живете один?» Тот смущенно возра­зил: «Я женат». Но флиртующая дама не унималась. А потом, спохватившись, на очередной остановке выбежала и послала мужчине воздушный поцелуй. Жена, сидевшая напротив, спокойно улыбнулась: «Ну вот, милый, а ты с утра помирать собирался! Не хотел никуда идти. А тут хвост распушил и про хвори забыл!» Остальные пассажиры, невольные свидетели этого случая, долго смеялись».
...Ранним утром троллейбусы выезжают в очередной рейс. Город постепенно просыпается. В одной из «семерок» пассажирам улыбается приветливый водитель — Елена Кочетенкова.

Ольга ДАРВИНА.
Фото автора.