Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Русская душа Сергея Беликова
Дата размещения: 15 сентября 2023

Русская душа Сергея Беликова

О звёздах, Юрии Антонове и футболе.

Его путь на музыкальный Олимп начался в начале 70-х. А уже через десять лет в хит-парадах СССР он значился одним из лучших певцов года. И сегодня исполненные им хиты «Снится мне деревня» и «У беды глаза зелёные» заставляют слушателей замирать у приёмников, ведь из их динамиков голосом любимого артиста льётся русская душа. О сотрудничестве с Юрием Антоновым, сложных девяностых и о своём хобби, чуть не ставшем профессией, читателям «НП» рассказал советский и российский певец, музыкант, композитор, заслуженный артист России Сергей Беликов.

О хайпе и душе
— Сергей Григорьевич, ваше исполнение настолько проникновенно, что многие наши соотечественники, послушав песню «Снится мне деревня», решили, что вы сельский житель…
— Мне, как, наверное, и любому другому исполнителю моего поколения, часто приписывают истории, звучащие в песнях. Это произошло и с композициями «У беды глаза зелёные», «Снится мне деревня» и со многими другими песнями. С этим феноменом я сталкиваюсь периодически: мне часто говорили, что моё исполнение про деревню не оставляет сомнений в том, что я там родился и вырос. Но, честно говоря, к деревне я не имею почти никакого отношения! Однако такие оценки воспринимаю как высочайший комплимент.
— В каждой исполняемой вами песне действительно чувствуется русская душа, которая обволакивает и заставляет сопереживать. Откуда в вас эта особенность?
— Мне думается, что моя душевность в исполнении созвучна с чувственностью российского человека вообще. Уверен, эта взаимосвязь рождается где-то на генетическом уровне. Я, со всей своей сентиментальностью, сочувствием и сопереживанием, очень русский человек. Всё это в совокупности с тембром, данным от природы, получает отклик из зрительного зала и соучастие к рассказанной истории.
В 1975 году важнейшей вехой в моём становлении стало сотрудничество с Давидом Тухмановым. Именно он как наставник впервые рассказал мне о сильных сторонах моего вокала. Он буквально как песок с ладони, аккуратно и осторожно «сдувал» с меня пылинки, помогая осваивать новые голосовые приёмы в звукоизвлечении и интонации.
— В чём, по-вашему, секрет музыки 70 и 80-х, если и спустя полвека она остаётся востребованной и популярной? И чего не хватает сегодняшним молодым исполнителям?
— Думаю, что долговечность песен тех лет основана на качественном материале, то есть на хороших текстах и замечательной музыке. Мне кажется, что и композиторы, и авторы были более талантливые, нежели их сегодняшние коллеги. В 90-х на эстраду повалилось буквально всё и отовсюду. По этой причине на сцену пришла безликость и бездушность. Даже песни про любовь и о любви стали пустыми, проникновенность ушла в прошлое. Если вы сейчас спросите, чего бы я пожелал молодым исполнителям, то я отвечу — ничего! Возможно, это звучит грубо или цинично, но ведь мы же с вами видим, что большинство из нынешних «звёзд» приходят на сцену не для того, чтобы что-то сказать, а чтобы сказали о них. Их целями стали хайп и заработок, а не творчество в изначальном и правильном смысле этого слова.

О футболе и зарплатах
— С середины 70-х вы стали участником группы «Аракс». Каким для вас был тот отрезок вашей творческой жизни?
— Это было замечательное время! Тогда «Аракс» действительно набирал мощную популярность и год за годом формировал огромную армию своих поклонников. В 1979 году это привело к тому, что Юрий Антонов, который в тот период времени находился в тени, предложил нам записать с ним несколько песен. Это были четыре композиции, в итоге вошедшие в его новый альбом.
— Говорят, что у Антонова не совсем лёгкий характер…
— Он великолепный музыкант, чувствующий мелодию и понимающий, что в итоге должно получиться. Конечно, мы предлагали ему своё видение элементов аранжировки песен, но он как автор материала всегда настаивал на концепции, что называется, «попроще». Ведь это были, как он говорил, только песни. И, как подтвердило время, Антонов оказался блестящим продюсером, ведь всё, что он тогда скорректировал, стало музыкальной бомбой! К слову говоря, через полгода после записи, уже будучи на новой волне своей популярности, Юрий снова к нам пришёл с предложением о записи других четырёх песен, которые в итоге стали ещё большей бомбой!
— А как вообще жили звёзды 70 и 80-х? Узнавали ли вас на улицах?
— Звёзды тех лет жили гораздо проще, скромнее и демократичнее звёзд сегодняшних. В то время ещё не было Интернета и тех возможностей, которые он предоставляет. К тому же по телевидению группу «Аракс» показывали, мягко говоря, не часто. Мы так и не стали телевизионной группой, а свою порцию известности получали только после проведения концертов. Я очень хорошо помню, когда коллективом или поодиночке мы прогуливались по тому или иному городу, к нам подходили люди и благодарили за то, что мы делаем на сцене, за нашу музыку. Возможностей тратить тогда тоже было меньше, чем сейчас. Подавляющее большинство из нас покупали с концертных гонораров не дома «за бугром» или «Мерседесы», а в первую очередь гитары и другую нужную для работы аппаратуру. Кстати, в те годы её стоимость достигала годовой зарплаты среднестатистического советского гражданина. Конечно же, топовые музыканты зарабатывали совсем неплохо. Но это никак не выпячивалось: дорогие джинсы или кроссовки для нас не были главным. Мы были в гораздо большей степени именно музыкантами, нежели звёздами.
— Ваш голос звучит в фильмах «31 июня», «Берегите женщин», «Волшебный голос Джельсомино» и многих других. Кроме этого, вы ещё и участвовали в нескольких постановках Марка Захарова в «Ленкоме». Откуда вы черпали энергию?
— Я горжусь, что имею отношение к знаменитым работам Захарова. Скажу больше, Марк Анатольевич на момент ухода «Аракса» из «Ленкома» очень сожалел, что ему не получится воплотить в жизнь постановку с моим участием как актёра. Кстати, так вышло, что в «Джельсомино» я исполняю не только песни, но и озвучиваю главного героя. Это была удивительная история! После записи композиций к фильму вдруг кто-то заметил, что в моём голосе есть нечто, что соответствует герою. Меня поставили перед микрофоном, включили видеоряд, положили текст и сказали: «Живи экраном». В общем, всё получилось как нельзя лучше.
Что же касается энергии, то, конечно же, мне её даёте вы, мои слушатели и поклонники. Ваша любовь дарит мне силы жить и двигаться вперёд.
— В начале 90-х вы получили титул «Лучший футболист среди певцов и лучший певец среди футболистов». С чьей лёгкой руки это произошло?
— Николая Николаевича Озерова. В детстве и юности я неплохо играл в футбол и, само собой, эта страсть сохранилась до очень зрелых лет. Во время моего выступления за команду звёзд «Старко» после одного из матчей Озеров наградил меня этим эпитетом. После того как я закончил играть в футбол, этого звания никто не был удостоен. Не исключено, что если бы не музыка, я бы стал неплохим футболистом.

О рваной ране и пензенцах
— Пожалуй, самой известной песней в вашем исполнении в бытность работы в «Самоцветах» стала «Всё, что в жизни есть у меня». Оглядываясь назад, можно ли сказать, что в вашей жизни всё случилось, как вы и хотели? Все ли ваши мечты сбылись?
— Далеко не все! 90-е годы пропахали в душе настолько огромную рваную рану, что последующие события в моей жизни прошли под грифом «после того, что было до». Я не смог принять реалий новоявленного шоу-бизнеса и дистанцировался от него. Возможно, мне стоило бы быть несколько лояльнее к «ветру перемен», но, тем не менее, я ни о чём не жалею. Хотя, конечно же, какие-то возможности были потеряны.
— В нашем городе вы бывали не единожды. Какие у вас сохранились впечатления от Пензы?
— Мало кто знает, но в Пензу я приезжал не только с большими концертами. О вашем городе у меня сохранились самые приятные впечатления. Кроме того что он строится, развивается и давно уже перестал быть просто провинцией, здесь живут очень душевные люди! Где бы я ни был, куда бы ни заходил в Пензе — будь то обычный маркет, вокзал или другое общественное место, — меня буквально всюду узнавали, улыбались и дарили частичку своей души. Могу сказать, что пензенцы — это и есть одно из воплощений русской души, о которой мы с вами говорили выше. С нетерпением жду следующей встречи с вами!

Игорь Польских.
Фото из личного архива С. Беликова