Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Мария Тырина: «Автогонки – это драйв»
Дата размещения: 07 мая 2023

Мария Тырина: «Автогонки – это драйв»

17-летняя пензенская студентка 14 мая дебютирует в Чемпионате  Нижегородской области по автомобильным кольцевым гонкам.

При взгляде на эту хрупкую спокойную девушку можно предположить, что она посвящает свободное время рисованию или вышиванию. Возможно, шахматам, но уж никак не автогонкам. Тем не менее с 11 лет она стала участницей автомобильных соревнований — сначала в картинге, а теперь и в кузовной серии. К удивлённым взглядам окружающих привыкла относиться спокойно, но сама удивляться им не перестаёт. 

Разрушать стереотипы
«Чаще всего мне говорят: по тебе не скажешь! А я никак не понимаю, почему девушка в автогонках обязательно должна выглядеть пацанкой? Многих гонщиц знаю, которые и выглядят женственно, и ведут себя соответственно», — говорит Маша.
Впрочем, и те, кто к стереотипам не склонны, скорее всего, тоже будут озадачены: наша героиня обычно выглядит девушкой спокойной, тихой, домашней. И последнее слово, кстати, имеет больше смысла, чем можно подумать, потому что именно благодаря дому и пришло ныне главное увлечение.
«Сестру и меня к автогонкам привлёк папа, для которого это просто страсть. Кстати, было мнение, что именно Аня первой добьётся успеха как более энергичная и активная, но она в итоге предпочла танцевать. Немного ей завидую, потому что сама занималась хореографией десять лет и время от времени очень скучаю по этому. Танцы мне вообще дали много — ту же дисциплину и готовность упорно заниматься», — рассказывает Мария.
Сейчас и дисциплина, и упорство ей нужны вдвойне: откатав шесть лет в картинге, она переходит в кузовную серию, то есть садится за руль уже настоящего автомобиля с подвеской, коробкой передач и, разумеется, специально подготовленного. Её «Лада Калина» лишь внешне напоминает ту, которую можно встретить на улицах. В неё и забраться-то не так просто, как в обычный автомобиль, а прежде чем сесть за руль, нужно пройти целую процедуру облачения.
«Всё, что я на себя надеваю, сделано из несгораемых материалов, — объясняет Маша. — Сначала носки, потом некое подобие термобелья, трёхслойный комбинезон, подшлемник, защиту для шеи, шлем, специальные ботинки, напоминающие борцовские, перчатки. Изначально во время примерки всё это тщательно проверяется на комфортность — нужно поприседать, подвигаться, понять, насколько тебе удобно. А потом уже пробираться к рулю».
Крутить баранку во время гонки совсем не то что в пробных заездах и уж тем более при обычной езде. Но Маша говорит, что нужные навыки ей помог выработать картинг:
«Там тяжёлый руль, никаких усилителей, так что руки себе натренировала. Да, конечно, для поддержания формы хожу в «тренажёрку» да и просто дома занимаюсь, но важнее всё равно реальная практика на трассе».

Доверять машине
Картинг проложил и дорогу к кузовной серии: Мария Тырина проявила себя в турнире «SMP Racing/Газпром — детям», где оказалась единственной девочкой, дошедшей до финала, и стала четвёртой — а изначальное количество участников этого турнира составляло около восьмисот! На новой стадии пензенскую гонщицу поддержала программа развития российского автоспорта «SMP Racing», чей представитель Алексей Басов 12 апреля вручил Маше сертификат, дающий право участвовать в чемпионате Нижегородской области по автомобильным кольцевым гонкам серии NLS.
О том, как это будет происходить в реальности, удалось получить представление во время учебно-тренировочного сбора, важнейшей частью которого стала пробная гонка.
«Самым трудным было то, что до этого на «Калине» я ездила по трассе одна, — признаётся Маша. — А тут реальная борьба с одиннадцатью соперниками на десяти кругах. И, конечно, очень волновалась из-за старта. Честно, предпочла бы позицию в хвосте, но получилось так, что оказалась в самой серединке, и это было страшно, тем более что за мной ехали опытные гонщики. Но в итоге примерно за пару кругов успокоилась, старалась не бояться, слушать то, что мне папа говорил по радио, вовремя ускоряться, вовремя тормозить, вписываться в повороты. В итоге даже пару соперников обогнала и финишировала не на последнем месте. Но, разумеется, главная задача сейчас заключается в том, чтобы привыкнуть к машине и начать ей доверять».
В этом году Марии предстоит соревноваться на «Нижегородском кольце» — солидной трассе с серьёзной репутацией. Пока ездить по ней доводилось не так часто, однако конфигурация знакома хорошо.
«Много раз проходила её на симуляторе, тем более что там была такая же «Калина» с ручной коробкой передач, так что все повороты знаю наизусть. Но это у меня навык, полученный ещё во времена картинга — за два круга запоминаю трассу полностью. И делаю это не специально, просто само получается. Иногда, если не могу уснуть в ночь перед гонкой, то мысленно прохожу. Помогает успокоиться», — рассказывает Маша.

Ездить, ездить
и ездить
Юная гонщица находится в машине одна, но её нынешние задачи требуют плотного взаимодействия с разными людьми. Один из главных контактов, разумеется, отец Маши Руслан Тырин.
«Всё, что я делаю, мы с ним постоянно обсуждаем. Скажем, тестовый день прошёл, и вечер посвящается просмотру видео, разбору ключевых моментов, и так пока спать не ляжем. Когда ехала ту самую гонку на сборах, его голос постоянно был у меня в наушниках, и сложно сказать, кто из нас переживал больше», — улыбается Маша.
В связи с переходом в кузовной чемпионат постоянным наставником стал гонщик Дмитрий Лебедев — мастер спорта, шеф-инструктор Школы водительского мастерства «Нижегородского кольца». Помогают своими советами пензенский пилот Михаил Дралин, москвичка Татьяна Елисеева, да и знаменитый Алексей Басов, победитель легендарной гонки «24 часа Ле-Мана», не обходит вниманием дебютантку с берегов Суры. А главным качеством сейчас остаётся терпение.
«Пока турнирных задач мне не ставят, потому что невозможно прийти из прокатного картинга в кузовной чемпионат и сразу начать выигрывать, — объясняет Маша. — Поэтому сейчас мне просто нужно прогрессировать в каждом отдельно взятом компоненте. А это достигается только через практику. Как говорит тот же Михаил Александрович Дралин, чтобы перестать бояться, нужно просто ездить, ездить и ездить. Этим и буду заниматься».
Первый этап чемпионата Нижегородской области состоится 14 мая. Следующие пройдут 2 июля, 12–13 августа, 23 сентября и 15 октября.
«Говорят, что все гонки будут транслировать в интернете, и, если честно, пока меня это больше смущает, чем радует, — признаётся Маша. — Всё-таки я ещё очень мало умею. Но это не так важно. Самое главное, мне хочется гоняться, хочется становиться лучше, и моя цель — пробиться в Российскую серию кольцевых гонок. За шесть лет у меня, конечно, были периоды, когда готова была бросить, когда было лень, когда было трудно… Но такие моменты забываются, а остаётся в памяти лучшее — когда у тебя получается. Это эйфория практически».
В автошколе она до сих пор не училась, так что у неё до сих пор нет водительских прав. Но есть то особое чувство, которое заставляет садиться за руль гоночной машины.
«Меня часто спрашивают, зачем мне это нужно, — говорит Мария Тырина. — Ответ простой. Гонки для меня — это эмоции, адреналин, драйв. И мне это очень нравится».

Дмитрий ИНЮШКИН.
Фото из архива М. Тыриной.