Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Дорожный патруль спешит  на помощь
Дата размещения: 09 июля 2021

Дорожный патруль спешит на помощь

3 июля в России отметили День работников госавтоинспекции. Свой профессиональный праздник многие из них встретили на боевом посту. Смена у инспектора, в зависимости от подразделения, от 8 до 12 часов. Если кто-то думает, что его задача весь день простоять с жезлом у дороги, выискивая нарушителей, то сильно ошибается. За одну смену сотрудник ГИБДД может и наркомана за рулем задержать, и грабителя поймать, и человека спасти, и десятки людей об опасности предупредить...

Угонщик-рецидивист
Корреспондент НП пообщался с тем, кто на себе испытал все трудности профессии. Михаил Мерняев — командир взвода ДПС отдельной специализированной роты ГИБДД УМВД России по Пензенской области, трудится в Госавтоинспекции с 2009 года. Начинал с простого инспектора, через четыре года — старший инспектор, еще через четыре — командир взвода...
Как отмечается в приказах о назначениях: «за высокие показатели и раскрываемость преступлений».
«Мы такие же сотрудники полиции, поэтому выезжаем на вызовы, происшествия, — поясняет Михаил Николаевич. — Где-то что-то украли, кого-то ограбили, избили — мы выезжаем по ориентировке. В этот момент дежурный выясняет по телефону у звонившего детали происшествия: приметы преступника, как себя вел, что говорил и т. д. Такой детальный опрос нередко помогает понять, с кем мы имеем дело, где может быть нарушитель, куда поехать».
Таких задержаний на счету Михаила Мерняева не один десяток. Среди них был и молодой угонщик-рецидивист, прямо признавшийся инспекторам: «А я получаю кайф от того, что вскрываю машины и угоняю их!» Мало того, угонщик, идя на дело, как правило, еще и «принимал на грудь».
«Первый раз мы задержали его в 2011 году, нагнали на улице Ульяновской, он мчался в похищенной «восьмерке», пьяный», — вспоминает наш собеседник.
Тогда нарушителю не повезло — его поймали в тот же день, вскоре после угона машины. Не повезло ему и в следующий раз, когда по его следу снова отправились все те же инспекторы.
«Это было уже где-то в 2013 году, мы задержали его на угнанном автомобиле «ВАЗ-2108». Он петлял от нас по дворам на улицах Ворошилова и Суворова. На этот раз его осудили на четыре года».

Упрямый наркоман
Конечно, отдельная «песня» — это пьяные и наркоманы за рулем. Наркоманов сотрудники ГИБДД распознают также быстро, как и пьяных.
«Ну, во-первых, у них зрачки на свет не реагируют, светишь фонариком, а они даже не сужаются, такие же огромные, как были. Чаще всего от них запах специфический идет, похож на уксус. Да и по многим другим признакам можно отличить, опытный госавтоинспектор — это всегда хороший психолог».
Кстати, за нахождение за рулем в состоянии наркотического или алкогольного опьянения полагается штраф в 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5 — 2 года. За повторное нарушение такого рода — уголовная статья. Правда, процедура лишения прав может длиться до двух месяцев, а за это время наркоман или алкоголик может еще много раз сесть за руль.
«У нас был один такой, — вспоминает Михаил Мерняев. — Мы его задержали в состоянии наркотического опьянения, составили административный материал. А потом в течение двух месяцев еще девять раз его ловили!»
Однажды инспекторы задержали вора, укравшего продукцию с одного из пензенских заводов. Сигнал поступил вечером, Михаил с напарником находились в том же районе и выехали на задержание.
«Там были украдены металлические задвижки, каждая весом порядка 60 кг. По пути остановили машину с прицепом, оказалась — та самая, внутри лежало четыре задвижки. Задержанные отпираться не стали», — рассказывает собеседник.

Особая миссия
Есть у сотрудников Госавтоинспекции и еще одна миссия — спасать жизни. Особенно в зимнее время.
«В сильные морозы и снегопад наши машины патрулируют особо опасные участки, проезжают с включенным маячком, чтобы водители не теряли бдительность, не засыпали. Ну, и, конечно, смотрим не стоит ли какой транспорт на обочинах. При температуре воздуха ниже 30 градусов, например, у большегрузных машин, которые, как правило, ездят на дизельном топливе, оно часто замерзает. Машина встает, а водитель, оказавшись без тепла, воды и еды, может просто-напросто погибнуть. Многие из них иногородние и не всегда знают, как вызвать специальную технику для эвакуации большегрузов. Да и не везде на дорогах есть устойчивая мобильная связь...»
Вот и спасают инспекторы дальнобойщиков, «прикорнувших» у дороги, сажают к себе в машину отогреться, вызывают эвакуаторы. Прошлой зимой, когда стояли аномально низкие температуры, патрульная машина Михаила Мерняева притормозила у отечественной легковушки, застывшей на обочине загородной трассы. Стекла машины уже заиндевели, салон не просматривался. Инспектор постучал в стекло. Внутри оказалась целая семья: муж, жена и грудной ребенок.
«Женщина держала на руках полугодовалого ребенка, — вспоминает наш собеседник. — На улице стоял мороз минус 35 градусов. Они сказали, что машина заглохла, и как добраться домой не знают».
Женщину с ребенком Михаил Николаевич пересадил в свою машину и отвез домой на улицу Чаадаева. Мужчина остался дожидаться эвакуатор, который вызвал инспектор.
Уже потом, когда эта история благополучно разрешилась, в ГИБДД звонили спасенные супруги и благодарили того, кто не остался равнодушен к их беде.

Мария Павлихина