Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Аванс из закулисья
Дата размещения: 18 ноября 2021

Аванс из закулисья

О непростом творческом пути Альберта Ибраева

Пожалуй, одной из самых ярких эстрадных звезд Пензенской области можно назвать певца, актера Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского Альберта Ибраева. Хотя поклонники его творчества есть и далеко за пределами нашего региона, после победы в Международном фестивале «Гуляй душа» видео с песней пензенца побило все рекорды на популярном хостинге, опередив по количеству просмотров многих популярных российских исполнителей.

О голоде и заработке
— Альберт, поделитесь ощущениями звездности. В какой момент вы почувствовали себя известным?
— Ну, во-первых, звездой в общепринятом понимании этого слова я себя не считаю. Во-вторых, самое главное в данном ощущении это то, что все правильно в жизни делаю. В 2012 году, когда я был еще очень молодым человеком, у меня состоялся в зале библиотеки им. М.Ю. Лермонтова концерт. Посматривая в зал из-за кулис, я вдруг поймал себя на мысли, что мне непонятно: почему эти красиво одетые люди пришли на мой концерт, чем я заслужил их внимание? Позже я понял, что это был аванс. Аванс моему труду, аванс моему таланту. Именно в те секунды я понял, что выбрал правильный путь в жизни.
— Ваш путь на сцену легким не назовешь. Расскажите об этом периоде своей жизни.
— Бог всегда поворачивается лицом к тому, кто что-то делает, а не ждет манны небесной. Были моменты во время моего обучения в Нижегородском театральном училище имени Е. Евстиг­неева, когда мне буквально было нечего есть. От усталости и потери сил я мог заснуть даже в трамвае. Один раз, открыв глаза на конечной остановке, я понял, что нахожусь в совсем незнакомом районе. Денег на обратную дорогу не осталось. Было очень холодно, время подходило к полуночи и одет я был в тонкую легкую курточку. Шел по улице, зубы стучали от холода, слезы лились по щекам, и я искренне думал, что вот именно сейчас замерзну и даже умру. Но вдруг увидел на одном из больших домов значок полумесяца — оказалось, что в этом доме располагалась мечеть. Я постучался, меня приняли, накормили и согрели чаем. Потом я бывал там почти каждый день, помогал по хозяйству, выполнял различные работы. С тех пор я знаю, что любовью, теплом делиться необходимо — это всегда возвращается.
— Как вы считаете: должен ли творческий человек быть бедным?
— У артиста всегда должно быть что-то, о чем рассказать со сцены. Но это совсем не значит, что приобретенный опыт должен происходить из бедности. Например, граф Лев Толстой вовсе не нуждался.
— Некоторые популярные исполнители в пандемию все чаще жалуются, что денег не хватает даже на еду…
— Эти артисты, конечно, мягко говоря, лукавят. Разумеется, новые условия внесли свои правила, но не до такой степени, чтобы оголодать. Тот, кто работает, всегда заработает. Если же артист не смог принять новые правила в силу разных причин — например, его заработок зависел исключительно от «живых» концертов — не смог приспособиться и перестроиться под текущее время, тогда есть масса других профессий, которые позволяют зарабатывать достаточные для жизни деньги. Кстати, в свое время я работал и сторожем, и даже дворником…

О деревянном микрофоне
и маминых платьях
— Альберт, с вашей популярностью, внешностью и талантом вы наверняка добились бы больших успехов в столице. Или успех от места проживания не зависит?
— Поговорка «где родился, там и пригодился» всегда работает. Я искренне люблю Пензу, люблю своих земляков, их открытость, доброту, способность в любую секунду прийти на помощь. Здесь популярность меряется количеством улыбок встреченных на улице людей, их эмоциями. В Москве же — лайками и количеством просмотров в соцсетях. Это не про меня. Но загадывать, конечно, дело неблагодарное. Одному богу известно, как может сложиться моя жизнь в дальнейшем.
— В первые годы работы в Пензенском областном драматическом театре вы были удостоены Приза зрительских симпатий в номинациях «Лучший молодой актер» и «Лучший театральный дебют». Можно ли назвать эти достижения неким моторчиком, толчком для дальнейшего развития? Насколько вообще молодому актеру нужно признание?
— «Моторчик» необходим. Как правило, в артисты идут люди, как говорил Окуджава, с тонкой кожей, чувствующие все острее и принимающие все ближе к сердцу. Конечно, похвала, ответные из зрительского зала эмоции, для нас являются большим стимулом для дальнейшего движения и развития.
— Альберт, интересно — артистами рождаются или становятся?
— Я, например, с очень раннего детства знал, что стану артистом. Еще будучи малышом из штор мастерил кулисы, из маминых платьев делал себе наряды, и, забравшись на самодельную сцену, в деревянный микрофон объявлял: выступает народный артист Советского Союза Альберт Ибраев. И пел. Поэтому, в моем случае, артистом я родился. Образование, разумеется, также имеет немалую роль, но что называется, божья искра, талант, быть обязаны. Впрочем, это не отменяет того, что открыт он может быть и в очень зрелом возрасте, как это случилось, например, со Смоктуновским.
— Все мы знаем примеры негативного влияния популярности. Насколько тяжело быть известным артистом?
— Не забывайте, что популярностью артистов прошлых лет пользовались, так сказать, в корыстных целях и партийные боссы. А как им откажешь в застолье… Тогда по этой причине многие лишались не только карьеры… Да, некоторых эта популярность губила из-за отсутствия силы воли, развившихся пристрастий и так далее. Но сейчас время все-таки другое. Хотя случаи бывают. Недавно мне звонит один достаточно известный человек и спрашивает, сколько стоит мое участие в мероприятии. После достижения договоренности, я у него интересуюсь: какой репертуар подготовить? А он говорит, что петь совсем не надо — достаточно просто поприсутствовать на банкете в виде его хорошего знакомого, чтобы произвести на гостей впечатление. Конечно, я отказался, так как это совсем другая история, мне неинтересная.
— Достоевский говорил, что «истина без любви — ложь». Какое место в вашей жизни занимает любовь? Ставила ли она вас когда-либо перед выбором?
— Мне повезло в жизни — у меня нет выбора и условий в этом смысле. Все, что я делаю и на сцене, и вне ее, я делаю исключительно основываясь на любви.

О вирусе, границах
и тайне
— На страницах ваших соцсетей есть фотографии из недавних путешествий по миру. Альберт, во всех ли странах коронавирусная беда одинакова?
— Я обожаю путешествовать. И даже в пандемию получалось это делать. Беда в принципе для всех стран мира одинаковая — горе нельзя поделить на национальности или разделить границами. Но за рубежом люди как-то что ли серьезнее относятся к тому, что им говорит власть. Там действительно понимают, что все ограничения им во благо. Поэтому, наверное, и нет наплевательского отношения к себе и своим близким: сказали, что надо ходить в масках и пройти вакцинацию — пошли и сделали. Возможно, что у нас в отрицании играет роль нигилистическая черта характера.
— Популярный портал «Русский шансон» пишет о вас, что вы «обладаете мощнейшим голосом, шикарного диапазона и безграничной харизмой». А какой вы в жизни, вне сцены?
— Совсем обычный. Я все умею делать своими руками — могу и мебель собрать, и кран отремонтировать. Очень люблю готовить. Люблю свою собаку и прогулки. И, положа руку на сердце, могу уверенно сказать: я счастлив. Счастлив тем, что сегодня у меня есть, счастлив людьми, которые со мной рядом.
— И в финале интервью, может быть, в этот раз откроете секрет вашего рождения: в ваших документах стоит дата рождения 1990 год, хотя по другим источникам — вы появились на свет 23 декабря 1989 года. Откуда это разночтение?
— А вот об этом я расскажу в следующий раз…

Игорь Польских.
Фото из личного архива
Альберта Ибраева.