Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Александр Зверовщиков: «И лекция, и концерт — трансляция эмоций»
Дата размещения: 14 июня 2024

Александр Зверовщиков: «И лекция, и концерт — трансляция эмоций»

Преподаватель Пензенского государственного университета с удовольствием перевоплощается в рокера и уверяет, что это помогает ему в работе, а музыка даёт возможность от работы отвлечься. 

За стереотипным представлением об университетском профессоре, да ещё и докторе технических наук, далеко ходить не нужно: сухой, сдержанный, немногословный; костюм, галстук, портфель; на слова скуп, на эмоции — тем более. Весь этот набор штампов к заведующему кафедрой «Технологии и оборудование машиностроения» ПГУ Александру Зверовщикову не имеет никакого отношения даже в рабочей обстановке. Не говоря уже о моментах, когда он облачается в джинсы и чёрную рубашку, надевает на голову кепку а-ля Брайан Джонсон из AC/DC и берёт в руки электрогитару.

Виражи с аккордеоном и гитарой
Впрочем, отношения с упомянутым инструментом у него сложились куда позже. Можно даже сказать, совсем недавно, года три-четыре назад. А первые шаги к музыке были сделаны, как водится, в детстве.
«У отца был катушечный магнитофон «Комета», и первые в своей жизни песни я услышал именно на нём: Галич, Высоцкий… — вспоминает Александр Евгеньевич. — И ещё помню пластинки с хитами 60-х годов, которые слушали на маленькой радиоле. А потом обнаружил, что у магнитофона есть ещё и микрофон, после чего немедленно стал записывать себя сам. Это было ужасно, конечно, потому что уже тогда я понимал, что в половину нот не попадаю».
Тяга шестилетнего мальчишки к музыке получила вполне ожидаемые последствия: его отдали учиться игре на аккордеоне. За год юный Саша вполне освоил этот инструмент и охотно давал импровизированные концерты на лавочке у подъезда, неизменно привлекая внимание местных жителей. Потом была попытка учиться в музыкальной школе, но дальше двух классов дело не пошло, да и аккордеон стал не так интересен. Зато чуть позже пришло вполне ожидаемое желание взяться за гитару: ведь в 70–80-е годы прошлого века на ней бренчали едва ли не в каждом дворе. Вместе с первыми навыками появилось и желание самому сочинять песни, причём с одной из них была связана поистине замечательная история.
«Как-то вечером шёл я по чужому району и наткнулся на компанию парней, от которых можно было ожидать неприятностей. Уже вознамерился прокрасться сторонкой, но понял, что пройти мимо не смогу, — рассказывает Александр Зверовщиков. — Дело в том, что они пели под гитару мою песню: «Вираж, вираж, ещё вираж, и вот на предпоследнем вираже ты не вписался в поворот…» Примитивная песня была, но жалостная такая, на личном опыте управления мотоциклом сотворённая и на пяти аккордах. Но эти ребята её пели! Причём неправильно! А это стерпеть было невозможно. Поэтому рискнул подойти и на классический вопрос: «А ты кто такой?» объяснил, что я и есть автор. После чего взял гитару, исполнил как надо, и с тех пор в том районе мог появляться в любое время».

Вне стереотипов, вне координат
Те же самые штампы подсказывают дальнейшее развитие событий: первые песни, дальше — больше, признание масс, создание группы… Но нет: по словам Александра Евгеньевича, систематического занятия музыкой в его жизни не было многие годы. Была учёба в политехническом институте по специальности «технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» — красный диплом, к слову сказать; потом преподавание в «альма-матер», которое продолжается по сей день и остаётся для нашего героя главным делом.
«Наверное, сама жизнь меня вела именно этим путём, — считает Зверовщиков. — С одной стороны, я по природе технарь. С другой — ещё мальчишкой ощущал в себе тягу выступать перед аудиторией: играть на аккордеоне и на гитаре, петь, читать стихи. Первое — от отца, второе — сам не знаю откуда. Но вылилось всё это в преподавание».
Строго спрашивая со студентов на экзаменах, в первые 15 минут он разрешает пользоваться абсолютно всем — от конспектов лекций до Интернета. Преподавая, казалось бы, предмет сухой и точный — технологию машиностроения, надёжность и диагностику, программирование на ЧПУ, на лекциях он позволяет себе столько эмоций, сколько считает нужным.
«Когда только начинал преподавать, меня поначалу упрекали за чрезмерную эмоциональность, — улыбается Александр Евгеньевич, — но потом просто поняли, что иначе не могу, и махнули рукой. Кстати, когда играю с группой, тоже частенько слышу такую критику — дескать, слишком много драйва. Но, опять же, по-другому у меня не получается!»
Кстати, группа «Вне координат», аудиторию которой составляют слушатели примерно от 27 до 45 лет, по своему возрастному составу выглядит интересно: приближающийся к шестидесяти гитарист Александр Зверовщиков, уверенно переваливший за «полтинник» басист Илья Червяков, а также склонная к тяжёлому року гитаристка Ирина Крымова и тяготеющий к рэпу барабанщик Никита Гутров — и вот им-то даже тридцатилетие, наверное, пока кажется глубокой старостью. Тем не менее эти четверо успешно воплощают в жизнь известный слоган «Мы такие разные, и всё-таки мы вместе», а также стремятся соответствовать названию, которое их объединяет.

Музыка как отдушина
«Вне координат» — это моя идея и формулировка, — объясняет Зверовщиков. — И потому что перемещения в пространстве люблю как мотоциклист и джипер, и потому что сочинять нравится в разных направлениях — от авторской песни до панк-рока. Поэтому ответить, в каком именно стиле мы играем, сразу не получится. Наверное, сейчас это больше такой, как говорится, олдскульный рок, который, получается, нас возвращает к прошлому, хотя мы движемся вперёд. Вот такое многослойное название».
Репертуар группы — это и песни собственного сочинения, и всемирно известные рок-хиты, но свободно переложенные на русский язык с тщательным соблюдением эквиритмических принципов, за чем Зверовщиков, как автор текстов, следит придирчиво. И в том, и в другом случае главная цель — добиться максимального отклика аудитории.
«У меня есть такой термин — «трансляция эмоций», — говорит Александр Евгеньевич. — Он проверен и отлажен ещё преподавательской деятельностью. Нужно транслировать эмоции в студенческую аудиторию, однако то же самое касается концертов: если ты всё угадал верно, то из зала получаешь ответ. И вопрос не в том, сколько перед тобой зрителей, а в том, кто они, твоя ли это публика. Мы, например, недавно выступали в Спутнике — народу было изрядно, но многие просто гуляли, останавливались послушать, потом шли дальше, и отдачи не хватало. А потом дали концерт в «Чёрном рояле» — туда людей пришло меньше, но все свои. И взаимосвязь была предельно тесная: и подпевали, и танцевали».
Разумеется, у многих может возникнуть вопрос: зачем состоявшемуся российскому учёному, автору нескольких сотен научных работ и обладателю трёх десятков патентов, заведующему кафедрой «Технологии и оборудование машиностроения», профессору такое, казалось бы, несерьёзное занятие? Особенно если учесть, что группа «Вне координат» в сегодняшнем формате организована была лишь три года назад. Александр Зверовщиков отвечает просто:
«Для меня это не способ самовыражения. Таких возможностей хватает на работе, где я занят делом, гораздо более тяжёлым и полезным для страны. Но нужна отдушина. Так вот, для этого у меня есть мотоциклы, есть фотоаппарат и есть группа. Точнее, у нас есть группа».

Дмитрий ИНЮШКИН.
Фото Линара Батдалова.