Медицина, которая не навредит.
17 сентября во всем мире отмечается День безопасности пациентов
Основополагающий принцип медицины — прежде всего, не навреди. Помощь врача должна быть именно помощью, к которой неприменимо известное выражение «одно лечит, другое калечит». Однако не всегда удается свести риск к нулю. Но, как говорится, стремиться к этому надо. Тем более, сейчас, когда в медицине применяются высокотехнологичные методы лечения.
В преддверии Дня безопасности пациентов в местном Росздравнадзоре подготовили ряд советов, как снизить риски людям, обратившимся за медицинской помощью.
«Задавайте любые вопросы врачу о вашем заболевании или состоянии. Не стесняйтесь искать второе мнение и информацию в других источниках, — рекомендует временно исполняющий обязанности руководителя Территориального органа Росздрава по Пензенской области Ирина Бузина. — Большинство врачей поймут, что вам нужно больше информации, прежде чем принять важные решения, касающиеся своего здоровья. Но обсудите это второе мнение со своим лечащим врачом. И помните, что информированное добровольное согласие — не формальность. Оно является обязательным при оказании медицинской помощи.
Не лишним будет уточнить у врача смысл предстоящей процедуры и лечения; возможные осложнения; последствия отказа от диагностической манипуляции. Проконсультируйтесь по поводу альтернативных методов диагностики и лечения. И только после этого принимайте решения».
Вообще, чем больше пациент будет откровенен с доктором, тем результативнее будет лечение, считает Ирина Александровна. Например, если человек принимает лекарственные препараты, то об этом нужно обязательно сообщить лечащему врачу. Как и о том, есть ли аллергические реакции.
«Задавайте любые вопросы относительно инструкции по применению лекарственного препарата, — советует Ирина Бузина. — Когда врач выписывает рецепт, попросите озвучить его название и дозировку, а также информацию о возможных побочных эффектах. В аптеке уточните, соответствует ли предлагаемый вам препарат тому, который выписал доктор. Уточните, каким образом можно принимать лекарство (например, многие используют домашние чайные ложки, объем которых не совпадает с объемом назначенного препарата)».
Если вы ложитесь в стационар, то не забудьте сообщить врачу точную и полную информацию о своем состоянии, перенесенных заболеваниях и принимаемых лекарствах. Уточните, есть ли необходимость в продолжении приема тех препаратов, которые вы принимали дома.
«Кроме того, нужно соблюдать гигиену рук, это может предотвратить распространение инфекций в больницах, — уточняет наша собеседница. — При выписке из больницы попросите объяснить дальнейший план лечения, включая особенности приема назначенных лекарств, обсуждение прогноза лечения, определение даты следующего консультации врача.
Направляясь на обычный прием в поликлинику, тоже нужно быть «во всеоружии». Запишите вопросы, которые хотите задать врачу. Соберите полную информацию о хронических заболеваниях ваших родственников. Подробно расскажите о своей болезни, перенесенных операциях и заболеваниях. Предоставьте полный список принимаемых лекарств, витаминов, пищевых добавок. Записывайте важную информацию, связанную с вашим лечением. Если необходимо, попросите родственника сопровождать и присутствовать на приеме у врача».
Полина Тальникова