Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Исчезающее «кружево» Пензы
Дата размещения: 23 сентября 2020

Исчезающее «кружево» Пензы

Наверное, немало горожан, прогуливаясь по Пензе, задерживают взгляд на старых деревянных домишках, украшенных резьбой, словно кружевами. Они уже потемнели от времени, но стойко выдерживают удары судьбы и природы, пока не попадут под ковш экскаватора...

«Сказочный» город


«Это последние свидетели старой деревянной Пензы, остатки архитектуры царских времен», — говорят о них краеведы, сокрушаясь, что слишком мало осталось этих «свидетелей».
Как это ни странно, но именно за прошедшие 10 лет исчезли целые кварталы деревянной и смешанной застройки Пензы. Дома идут под снос по программе расселения старого и ветхого жилья. Большинство из них не имеют охранного статуса, то есть официально не являются памятниками истории и культуры. А потому городское Управление ЖКХ не принимает во внимание никакие доводы краеведов и волонтеров, желающих сохранить остатки исторического облика города. Совсем недавно именно так исчезла «деревянная» улица Урицкого, попавшая под программу расселения.
Уцелели дома, которые в свое время получили «охранную грамоту», другие спаслись благодаря предпринимателям, взявшим их в аренду. К сожалению, их немного. Но с каким удовольствием прохожие взирают на обновленное здание дома Мейерхольда или дом
№ 9 по ул. Володарского, рядом с которым установлена скульптура «Дама с собачкой»! Они, словно сказочные персонажи, внезапно выплывают среди безликих бетонных многоэтажек!
А ведь есть еще в Пензе настоящий «сказочный город» — улица Ключевского, за которой давно закрепилось название «Музей под открытым небом». Но и там деревянное зодчество сейчас под угрозой сноса.
Причем не так давно, в 2015 году, обсуждался проект по превращению улицы Ключевского в заповедную зону, где будут отреставрированы десятки старинных домов. Сюда же намечалось перевезти и другие ценные деревянные постройки. Но идея так и осталась лишь картинками на бумаге. Причина, как и всегда, — в нехватке средств. И вот уже очередные улицы со старинной застройкой «приговаривают к смерти». В ближайшее время запланирован снос еще 14 исторических зданий в центре Пензы.

Усадьба-офис


В августе этого года проект молодых специалистов архитектурного бюро «Вещь!» «Усадьба-шеринг» стал победителем в столичном конкурсе «21 идея для гибкого города».
С этим проектом пензенские архитекторы пытаются возродить исторические усадьбы города.
«Мы предлагаем использовать уникальную особенность старых домов-усадеб — двор-сад. Для арендаторов — это дополнительная площадь к помещению, — говорит о проекте одна их его разработчиков Мария Кутай, сотрудник архитектурного бюро «Вещь!»
— В условиях пандемии можно организовать, например, деловые переговоры на открытом воздухе во дворе. Двор-сад можно использовать не только как переговорную, но и как кафе, лекторий, шоурум, ярмарку, лаунж (музыкальный салон), воркаут (спортивная площадка). Тур по таким дворам-садам может стать пешеходным маршрутом».
Организатор конкурса — федеральное Агентство стратегических инициатив (АСИ) по продвижению новых проектов вручило пензенской команде премию в 400 тыс. руб. и путевку в Сочи на финал форума «Сильные идеи для нового времени».

Волонтеры —
за красоту


Кстати, молодые архитекторы не только пишут проекты по сохранению и возрождению усадеб, но и реально помогают восстановить внешний облик историческим домам Пензы.
В прошлом году, например, команда энтузиастов, организовавшая волонтерское движение «Том Соейр Фест» (зародилось в Самаре, в 2019 году появилось в Пензе) привела в порядок фасад дома со 120-летней историей по ул. Красной, №12. В этом году выбор пал на дом Михалькова (ул. Чкалова, 2).
«Мы выбирали между ним и домом основателя пензенской психиатрической больницы Евграфова на пересечении улиц Чкалова и Гоголя. Исходили из нескольких критериев. Во-первых, хочется быть уверенными, что здание сохранится в обозримом будущем. И, во-вторых, что оно будет использоваться и небезразлично своим хозяевам. Поэтому выбирали в основном из жилых домов. К сожалению, хозяева дома Евграфова уже не надеются, что их жилье можно отремонтировать, и готовятся к расселению и сносу. Поэтому выбор пал на дом Михалькова», — говорит Мария Кутай.
Деревянный дом №2 по ул. Чкалова, построенный в 1914 году, еще сохранил свои резные наличники и кружевные навесы. Теперь со стороны улицы по всей длине дома строительные леса. Волонтеры красят наличники, шкурят бревна, покрывают специальным раствором и даже восстанавливают утерянные элементы резьбы. Здесь трудятся и студенты-архитекторы, и резчики по дереву, и просто волонтеры, желающие безвозмездно помочь своему городу стать красивее.

Родовое гнездо


До революции улица Чкалова называлась Поперечно-Покровской. Усадьбой владела семья ветеринарного врача Михалькова. А состояла она из трех домов. После революции семью уплотнили, оставив жить в одном из зданий, в двух других разместили новых жильцов. Как это ни удивительно, но потомки ветеринарного врача Михалькова до сих пор живут в этом доме и являются его единственными хозяевами. Два других здания усадьбы не сохранились.
«Еще до революции в доме имелось горячее водоснабжение, — рассказывает Мария Кутай. — Система состояла из емкости во дворе, приподнятой над землей, из которой по трубам вода попадала в медный нагреватель на дровах и далее в умывальник. Мы отремонтируем фасад, резные наличники, карниз и пилястры. Отреставрируем навес и перила, воссоздадим утраченную дверь. На эти работы требуется 235 тысяч рублей. Деньги были собраны с помощью благотворительного фонда «Внимание».
Все работы проводятся только после тщательных обмеров, утерянные элементы воссоздаются по фотографиям и сохранившимся деталям.
«Старая деревянная дверь подгнила, и решили ее заменить, — рассказал хозяин дома Вадим Поляков. — Пришлось поставить дверь попроще — металлическую, к сожалению, заказать такую же деревянную я не мог себе позволить. Конечно, очень рад, что можно будет воссоздать резную и даже восстановить исторический вид крыльца, который я нарушил, когда ремонтировал. У нас сохранились остатки старой двери, ребята сделали фотографии и сняли мерки. Это дом моего прапрадеда. Здесь жили мои родители, бабушка с дедушкой. В этом доме я родился, тут родились две моих дочери. Этот дом для нас — самое настоящее родовое гнездо. И я, и мои предки вкладывали в него душу».

Мария ПАВЛИХИНА.
Фото А.Патанина.