Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Вынянченные слова…
Дата размещения: 01 апреля 2021

Вынянченные слова…

Детей с психическими и неврологическими отклонениями становится все больше. Это факт. Неприятная тенденция, как отмечают медики, наметилась в начале двухтысячных. Некоторые из родителей, стесняясь своих особенных ребятишек, изолируют их от окружающих, практически запирая в четырех стенах.
Но есть и те, кто в прямом смысле бьются за каждый шаг и каждое слово своего любимого чада. На помощь таким семьям приходят уникальные специалисты с открытым сердцем и хорошими знаниями. Один из них — логопед Марина Ключникова.

Важен первый год
«Когда пришла в профессию, у меня было представление лишь о детях с синдромом Дауна и аутистах, — вспоминает логопед. — С опытом поняла, что психоневрологических состояний гораздо больше. Сегодня практически всем детям с психическими расстройствами формально ставят аутизм, хотя это не совсем корректно. Правильнее сказать, что у таких ребятишек присутствуют черты аутизма».
По словам Марины, причину психоневрологических расстройств нужно «откапывать» начиная с рождения малыша. Возможно, у него были послеродовые патологии или внутриутробные инфекции. При рождении крохи, по словам логопеда, нередко получают травму шейного отдела позвоночника. Это подтверждают и мамы, которым педиатры рекомендуют приобрести для своих малышей ортопедические подушечки. Игнорировать эти рекомендации не стоит: впоследствии травма шейного отдела может сказаться и на речи ребенка, и на психике.
«Есть данные, что в 2003 — 2005 годах в практику родовспоможения пришли новые правила по технике проведения родов, — рассказывает Марина. — А ведь очень важно, чтобы родившийся малыш какое-то время полежал с плацентой и не перерезанной пуповиной — кровь по организму крохи, покинувшего материнское чрево, должна правильно проциркулировать. Так задумывала природа. С чем связаны почти поголовные родовые травмы шеи у малышей, никто пока доказательно не комментирует. До 2000 годов с такой проблемой медики сталкивались редко».
Марина давно взяла за правило, знакомясь с очередным маленьким пациентом, обращать внимание на его шею. Выяснять у родителей подробности. Оказывается, не редкость сегодня и ишемии головного мозга новорожденных. Они вызывают гипоксию (кислородное голодание мозга) со всеми вытекающими последствиями. Более десятка лет назад неонатологи и педиатры области начали активно рекомендовать малышам УЗИ головного мозга. Если оно выявляет отклонение от нормы, назначается комплексное лечение. В этом смысле очень важен первый год жизни — важно успеть выявить недуги, появившиеся у ребенка.

Помогать с любовью
Контактировать с окружающим миром своих особенных воспитанников Марина учит с любовью и строгостью одновременно. На занятиях выкладывается на все сто. Терпению и спокойствию этой молодой женщины можно только позавидовать: учить коммуникации детей с невербальными расстройствами — сродни подвигу. Мне довелось своими глазами увидеть, как логопед занимается с мальчиком Славой. До двух с половиной лет ребенок развивался нормально, начинал произносить слова, по возрасту контактировал с окружающими. Резкое ухудшение здоровья произошло после реактогенной прививки — малыш потерял контакт с окружающим миром. Но стоит уточнить, что при рождении у него была ишемия головного мозга. Сейчас главная задача — научить мальчугана выражать хотя бы свои элементарные просьбы.
«Здесь налицо алалия, — объясняет логопед. — В самой сложной форме это заболевание характеризуется полным отсутствием речи. Но мы со Славой не сдаемся и можем даже похвастаться успехами — потихоньку начали учить песенки». Есть у Марины и взрослый ученик. Пареньку 18 лет. У Данилы моторная алалия и диспраксия. И он тоже постепенно делает успехи.

Мурашки от радости
«Даже самые безнадежные случаи могут корректироваться, — подбадривает родителей Марина. — Недавно один из моих карапузов приятно удивил. Буквально за три занятия удалось запустить ему речь — заговорил словами и предложениями из двух слов. Вот вам и алалики, которым ставят ЗПР (задержка психического развития), слабоумие и всякую прочую чушь. Удивительный случай произошел с моей особенной Аленкой! Девчушка была совсем не вербальной, она все время бегала и сильно кричала. Врываясь в комнату для занятий, сразу скидывала с себя абсолютно всю одежду. Чтобы сконцентрировать ее внимание, я попробовала ее обнять, взять на руки — получилось. Каждое занятие носила ее на руках и тихо на ушко произносила звуки, слоги, слова, шепотом говорила с ней. Однажды Аленка заболела, занятия пришлось отложить на месяц. Я начала переживать, что снова придется начинать все с ноля. Зря волновалась! Девчушка на первом же занятии назвала мне предметы, изображенные на картинках, с которыми мы работали. У меня по телу побежали мурашки размером с кулак. Сняв на видео это чудо, я поспешила обрадовать маму Аленки. Она не верила, пока не посмотрела видео. Вы только представьте, сколько было радости! В работе с детьми мы применяем разные техники — аудиометоды, нейрокоррекцию. Они помогают научить особенных детей вниманию, развивают мозжечок, учат ребятишек анализировать и, как следствие, запускают карапузам речь. Применяем и иппотерапию. После конных прогулок дети лучше спят, успокаиваются, становятся более собранными, на уровне прикосновений могут объяснить, что им нужно. А еще таким деткам полезна канистерапия (лечение благодаря контакту ребенка с собакой). У многих моих карапузов дома живут такие питомцы. Главное — верить в результат и не сидеть сложа руки. Родительская любовь вкупе с правильным лечением творят чудеса».

Александра КОРОЛЕВА