Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Несладкая жизнь
Дата размещения: 16 июня 2022

Несладкая жизнь

Мороженое продолжает дорожать…

С началом лета стало понятно, что цены на «холодненькое» кусаются как никогда. О причинах роста стоимости и о том, какую роль в ценообразовании сыграли сахар и гофрокартон, — в нашем материале.

Не в коня корм…
На днях аналитики сервиса облачной фискализации «АТОЛ Онлайн» опубликовали исследование, согласно которому самое распространенное в России мороженое в вафельном стаканчике подорожало за пять месяцев сразу на 20%.
«С января 2022 года средняя стоимость 100 граммов мороженого выросла на 27% и составила 61,9 рубля; в частности, вафельный стаканчик подорожал на 20%» — говорится в сообщении сервиса.
В Пензенской области ситуация не лучше. Причина в том, что производство мороженого в регионе за несколько последних лет существенно сократилось. Например, в областном центре было два производителя холодного лакомства. Один из них уже больше года как закрыл линию по его производству.
«Этому способствовал Закон «Об обязательной маркировке молочной продукции», — разъяснил сотрудник предприятия, ранее специализировавшегося на производстве мороженого. — Теперь производители должны закупить дорогостоящее, скажем так, «попутное» оборудование, на которое у нас нет денег».
«Как результат — пензенское мороженое у нас в продаже отсутствует, — утверждает директор одного из магазинов крупной торговой сети Ирина Маликова. — В основном привозят мороженое известных российских торговых марок и импортное. Стоимость зависит от того, изготовлено оно из натурального или не натурального сырья. Например, стаканчик самого дешевого продукта сомнительной пищевой ценности стоит в среднем 25 рублей. Более качественный продукт — 50 рублей. Стоимость брикета доходит до 250 рублей».

Потолок ледяной, дверь скрипучая…
Еще одного производителя мороженого в регионе можно назвать местным с большой натяжкой. 99,9% его уставного капитала принадлежит ООО «Вологодское мороженое», а оставшиеся 0,1 % — ООО ТД «Айсберри» с юридическим адресом в Москве. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что только ларьки, в которых продается эта продукция, имеют местную прописку.
Однако, как ни странно, по мнению экспертов, наличие на рынке мороженого пензенского производителя вряд ли бы повлияло на ценообразование.
«Подходя к прилавку, покупатель не спрашивает, чье это мороженое. Он руководствуется другими критериями, один из которых реклама, — считает первый заместитель председателя Пензенской торгово-промышленной палаты Владимир Паршин. — Что же касается летнего роста цен, то это вполне объяснимо: мороженое как никакой другой продукт является сезонным товаром. Кроме того, оно требует специфических условий хранения, связанных с определенными затратами. Резкий скачок цен объясняется в том числе пришедшей жарой. Думаю, скоро ситуация нормализуется».
Между тем за пять месяцев прошлого года стоимость 100 граммов мороженого увеличилась всего на 9%. Тогда это объяснили ростом себестоимости. Погода, как оказалось, ни при чем…

Разбор «полетов»
По словам генерального директора Союза мороженщиков России Натальи Уткиной, причин нынешнего роста стоимости несколько. Заметный «вклад» внесло повышение цены на сахар. «Если в середине февраля мы покупали его по 47 рублей за кило, то уже в марте он стоил под 90 рублей», — констатирует Наталья Уткина, напоминая, что доля сахара в себестоимости мороженого, за исключением натурального молока, самая большая среди сухих ингредиентов — не менее 140 килограммов на тонну (14%).
«Кроме того, с марта для производителей усложнились экономические условия — сначала вырос валютный курс, затем изменились логистические пути, что в совокупности привело к увеличению стоимости ингредиентов для мороженого, — говорит социолог профессор Игорь Юрасов. — Когда курс упал, цены на ингредиенты остались на прежнем уровне».
Повлияло на ситуацию и подорожание стабилизаторов и эмульгаторов, которые российские производители закупают в Дании и Италии, вдвое вырос в цене гофрокартон для коробок, увеличилась стоимость гибкой упаковки.
А еще подорожали сливки, стоимость которых с января увеличилась на 28%, а также сметана (плюс 18%) и молоко (плюс 16%).
Таким образом, перефразируя известное выражение, хочется сказать, что мороженое не всегда делает жизнь сладкой и зачастую сильно бьет по карману. Как-то грустно от того, что пахнущий детством продукт стал относиться к категории «премиум»…

Игорь Польских.
Фото Д. Санталова

Улыбнись

l Лучший способ рассказать детям о налогах — съесть 13% от их мороженого.
l — Мамочка, ты меня и вправду любишь?
— Конечно, сыночек.
— Так выйди замуж за того дядю, что торгует на углу мороженым.