Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
На авансцене жизни
Дата размещения: 11 января 2023

На авансцене жизни

Председатель Пензенского отделения Союза театральных деятелей России
9 января отметил своё 55-летие.

Андрей Миронов как-то сказал, что актёр без театра существовать не сможет. Однако есть профессии, без которых существование храма Мельпомены вряд ли можно представить. Руководитель литературно-драматургической части Пензенского областного драматического
театра имени
А. В. Луначарского Виталий Соколов связал свою жизнь с подмостками около тридцати лет назад. В свой юбилей он рассказал о патриотизме на сцене, интерактиве и умиротворении.

О самоуверенности и планах
— Виталий Германович, хорошая цифра — сразу две пятёрки в дате?
— Конечно, с одной стороны, их можно рассматривать как некие оценки. Однако с другой стороны, кто-то за это может упрекнуть меня в излишней самоуверенности. Поэтому я воспринимаю их как аванс за ещё не сделанную работу.
— Много ли планов?
— Я пока так и не перенёс на бумагу некоторые свои задумки, среди которых есть и пьесы, и проза. В любом случае возраст в 55 лет никак нельзя назвать какой-то границей или чертой, на которой надо мерять в процентном соотношении или взвешивать сделанное и не сделанное. Думаю, что к вопросу о количестве планов мы вернёмся с вами лет эдак через двадцать пять. Мне хочется продолжать создавать и творить до тех пор, пока будут силы и пока это будет кому-то нужно. Тем не менее я не покривлю душой, если скажу, что на сегодняшний день сделано гораздо меньше, чем хотелось бы.
— Есть мнение, что человек, искренне увлечённый своей работой, так или иначе жертвует своей личной жизнью…
— И это утверждение в чём-то справедливое. Однако если профессиональная деятельность является смыслом жизни, то, конечно, со временем она становится самой жизнью в глобальном смысле — без разделения на личную или какую-то ещё. Я получаю удовлетворение от того, что делаю, и с уверенностью могу назвать себя счастливым человеком!

О бомбёжках и Лермонтове
— Насколько важно говорить о патриотизме со сцены в сегодняшние непростые времена?
— Дело в том, что театр во все времена был и остаётся одним из самых массовых средств коммуникации между людьми. Надо понимать, что патриотизм — это свойство человека мыслящего. Мы все с детства, читая книги, просматривая фильмы и посещая театр, учимся мыслить — всё, что заставляет нас думать, воспитывает в нас любовь к своей Родине. И, кстати, например, актёру для того, чтобы быть патриотом, совсем не обязательно брать в руки автомат — каждый должен делать то, что умеет лучше всего, созидать на своём месте на благо своей страны. Вспомните, например, замечательную Лидию Русланову, которая поднимала боевой дух советским солдатам, выступая на передовой. Или Малый театр, который во время Великой Отечественной войны собирал деньги на самолёты. Или Камерный театр, помещения которого служили укрытием для москвичей во время фашистских бомбёжек. Настоящую пользу своему государству можно принести, только делая то, что умеешь лучше всего.
— Нужно ли сегодня вводить в репертуар театра постановки именно патриотической направленности?
— У нас сегодня есть такие спектакли, премьеры которых состоялись и совсем недавно, и несколько лет назад. Так или иначе, но все спектакли Пензенского драматического театра несут созидательную, а значит, и патриотическую функцию. Наши актёры периодически выезжают с постановками в пункты временного размещения жителей Донбасса, которые очень хорошо знают русскую литературу и культуру вообще — они не были предыдущие годы оторваны от своих корней. Я один раз тоже там был, и мне запомнилось, как наш актёр Григорий Мазур во время одного из таких выездов читал детям Донбасса стихи русских поэтов. Так вот, в определенный момент детишки стали проситься на сцену, чтобы тоже что-то прочитать из классики — это были стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина и других замечательных поэтов. То есть получился интерактив, который тронул за душу не только меня, но и всех присутствующих.
— Виталий Германович, есть ли какая-то пьеса, которую вы хотели бы предложить худруку для постановки?
— Надо понимать, что желания одного конкретного человека для этого мало. Выбор пьесы — это очень ответственное и требующее всесторонней оценки дело. Недостаточно, чтобы пьеса просто понравилась по своим художественным качествам, необходимо обоснованное понимание возможности её постановки на конкретной сцене и в конкретном театре.

О поздравлениях и закате
— Известно, что у творческих людей «кожа тоньше» — они чувствуют и воспринимают мир острее. Что вас радует сегодня?
— Я обожаю природу нашего Сурского края. Наверное, больше нигде нет таких богатых лесов и полей. И даже наше небо смотрится как-то иначе, чем где-либо ещё. Я могу залюбоваться закатом, дождём или листопадом. В эти минуты наступает невероятное умиротворение и покой.
— Что для вас счастье?
— Очень важно, чтобы тебя понимали, — это первое. А второе — заниматься тем, что тебе больше всего нравится. Надо каждый день стремиться узнавать для себя что-то новое, стараться делать открытия. Необходимо ценить тех, кто рядом, общаться с ними, пусть даже без повода и по пустякам.
— Какие поздравления для вас стали самыми ценными?
— Знаете, все. Одним из первых, конечно, поздравил художественный руководитель нашего театра Сергей Казаков. С утра пришли поздравления от председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина и ректора ГИТИСа Григория Заславского. Поздравляли наши актёры, коллеги из других театров Пензы и России — как столичных, так и региональных. Очень много было поздравлений в социальных сетях. Поэтому могу сказать, что сегодня я в очередной раз убедился в том, что нужен людям, и как бы громко это сейчас ни прозвучало, я понимаю, что действительно нахожусь на своём месте.
— Мы поздравляем вас с днём рождения! Желаем нескончаемых творческих успехов!
— Я благодарю читателей «НП» и всех пензенцев за поздравления и в свою очередь хочу пожелать мирного неба и семейного счастья! Уверен, что в наступившем году всё у всех будет хорошо!

Справка

Виталий Соколов родился 9 января 1968 года. Руководитель литературно-драматургической части Пензенского областного драматического театра имени
А.В. Луначарского.
В 2010-м назначен редактором литературной части Пензенского областного драматического театра.
С января 2011 года — руководитель литературно-драматургической части театра.
С 2015 года преподает историю театра и историю мировой драматургии на театральном отделении Пензенского колледжа искусств.
Является председателем Пензенского областного отделения Союза театральных деятелей России.

Игорь Польских.
Фото из личного архива В. Соколова.