Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
«Моих следов метель  не заметет…»
Дата размещения: 19 июля 2022

«Моих следов метель не заметет…»

Екатеринбургское интернет-издательство выпустило книгу со снимками работ пензенца, вырезающего из дерева композиции на тему песен Владимира Высоцкого. Известный пензенский фотограф Сергей Майоров запечатлел около сотни произведений сурского умельца. 

На глянцевых страницах отливают лаком деревянные гитары и парусники, «значки» размером с коробок и объемные картины со стаей волков, мчащейся тройкой и кадрами из фильмов с участием актера.
Книга, выпущенная небольшим тиражом, вызвала интерес не только у любителей творчества знаменитого барда, но и у тех, кто неравнодушен к «деревянному» искусству.

Картина или предвидение?
Резьбу по дереву Игорь Земляков начал осваивать более 40 лет назад, и все его работы посвящены любимому барду.
«Резьбой я занялся еще в школе, тогда же увлекся и Высоцким, — вспоминает мастер. — Как-то увидел по телевизору деревянные маски — тибетские, монгольские, китайские — и захотел попробовать такие же сделать. Кое-что получилось. Потом увидел фильм «Каникулы Кроша», где главный герой собирал нэцке. Стал вырезать их».
Чуть позже, поступив в строительный институт на факультет архитектуры, Игорь взялся вырезать профиль того, чьи стихи и песни боготворил…
Его небольшая квартира от потолка до пола заставлена деревянными досками, фигурками и барельефами с изображением Высоцкого и персонажей его стихов и песен. Вот стая волков, кувыркающаяся в бешеной схватке с охотниками, в центре — лицо самого поэта, застывшее в отчаянном крике. Вот снова Высоцкий — задумчивый, серьезный, за его спиной церковь с куполами. Вот актер в форме белого офицера с портупеей и револьвером в руке — кадр из фильма «Служили два товарища». Все проработано до мельчайших деталей и даже в цвете.
«Если вы видите работы в цвете, это не значит, что все покрашено, — говорит мастер. — Бывает, что картинка составляется из разных пород дерева, где каждое имеет свой природный цвет. Бывает, что одно дерево имеет переливы цвета, тогда я стараюсь использовать эти краски по максимуму, например на бежевом фоне делаю лицо, на темно-коричневом — волосы, на сером — какие-то другие детали, и т.д.».
Картина с волками, как вы уже догадались, делалась на тему песни «Охота на волков» и создана из цельного куска дерева. На ее создание ушло три месяца. Работать над ней художник начал в первые дни 2000 года, когда большинство россиян праздновали начало нового тысячелетия или приходили в себя после бурного застолья. Теперь, на фоне нынешних событий, эта картина кажется символичной. Именно таким художник увидел новый век…

Краски дерева
У мастера в дело идут едва ли не все породы лиственных и хвойных деревьев. Например, инсталляция на стихи «Моих следов метель не заметет» — фигура барда, стоящего в арке, — вырезана из цельного куска абрикосового дерева. Высота всего 11 сантиметров, тем не менее все детали четкие и точные, будто выточенные под лупой. Однако ни с какими увеличительными приборами мастер не работает!
«Я как-то пробовал вырезать через очки часовщика, мне не понравилось — глаза болят и устают. Поэтому приспособился полагаться на собственное зрение», — улыбается он.
Другая работа — профиль барда — из яблони.
«Когда увидел этот кусок дерева, был поражен — там уже сама природа начертила профиль и шею, оставалось только немного доработать, — вспоминает Игорь Земляков. — Эта работа была сделана на тему стихотворения «Он был не в жилу в жиле золотой».
Есть деревянные картины в стиле кубизма и импрессионизма. А вот герой Высоцкого из фильма «Плохой хороший человек» барон фон Корен — надменное лицо с черной ниточкой усов, в очках и белой панаме. Одежда, как в фильме — темный френч со стоячим воротничком и белая рубашка.
«Здесь ничего не покрашено, картина сделана из разных пород дерева, этим и объясняется ее цветность», — уточняет художник.
А вот изящный тонкий гитарный гриф, одновременно похожий на писательское перо, он весь исписан строчками из песни «Я все объясню сполна…».
«Это сделано из сирени, буквы не наклеены, а вырезаны в дереве», — поясняет Игорь.

Выставка на Таганке
Первая выставка работ пензенца прошла в 2014 году в Москве, в «Доме Высоцкого на Таганке». Причем сами работы не выставлялись, были развешаны их фотографии. Директор и создатель музея сын барда Никита Высоцкий согласился и на такой вариант — слишком уж необычны и интересны были деревянные композиции. Снимок одной из них Никите Владимировичу показал кто-то из знакомых Игоря, и тот сразу попросил прислать другие. Всего было отобрано 42 работы.
«Я стараюсь не перевозить свою коллекцию, — поясняет художник. — Многие работы довольно хрупкие и могут не пережить путешествия».
Потом были выставки в Рязани, Пензе, Заречном, Каменке. В Пензе и Заречном посетителям повезло лицезреть и кое-что из подлинников.
Материл для своих творений мастер находит едва ли не на каждой прогулке. И каждая находка дарит новое вдохновение.
«Не все можно купить в магазине, — улыбается он. — Иногда надо просто смотреть под ноги! Природа дарит нам замечательные вещи, а мы проходим мимо, думая только о деньгах…»
Продавать что-либо из коллекции или работать на заказ Игорь Земляков категорически отказывается.
«Не хочу повторять одну и ту же работу, в ней уже не будет той искры и вдохновения, — говорит он. — Да и продавать тоже не вижу смысла…»

Мария ПАВЛИХИНА.
Фото А. Патанина.