Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
«Душегубка» на колесах
Дата размещения: 09 июля 2021

«Душегубка» на колесах

Чиновникам, как и простым людям, тоже плохо в общественном транспорте.

Вот уже третью неделю стоит аномальная жара. Народ изнывает от палящих лучей, с прилавков магазинов стремительно исчезают напитки, вентиляторы и кондиционеры. Тут уже вопрос не в деньгах, а в сохранении собственного здоровья. Но самое неприятное, наверное, для большинства горожан — находиться в такую жару в общественном транспорте. Похоже только теперь народ заинтересовался: почему наши автобусы и троллейбусы не оборудованы кондиционерами? Конечно, там есть потолочные люки и форточки, но толку от них немного. Особенно, если транспорт застрял в пробке...

Бестолковые кондиционеры
«Это душегубка какая-то! — пожаловалась нам пензячка Антонина Баландина. — Мне каждый день приходится ехать на работу из Арбеково в Терновку, на другой конец города, в переполненной маршрутке или автобусе. Народ обливается потом, духота стоит такая, что пожилые люди глотают сердечные таблетки. Молодежь пьет воду из бутылочек, которые прихватывает с собой. А если вдруг попадется какой-нибудь скандальный дедуля, закрывающий форточки и люки, то весь автобус впадает в панику. Люди хватают ртом воздух, как рыбы на мели! На работу приезжаешь вся в «мыле». Я уже стала возить с собой запасную одежду, чтобы там переодеваться».
«НП» решила разобраться, должны ли быть предусмотрены в транспорте кондиционеры и какие нормы регламентируют температуру воздуха в салонах?
На первый же наш вопрос ответ нашелся быстро. Как пояснили в городском Управлении транспорта, в автобусах и троллейбусах, которые сейчас курсируют по городу, кондиционеров не предусмотрено. Такие требования к перевозчикам пока не предъявляются. Машины, оборудованые «охладительной» техникой, можно по пальцам сосчитать.
«Кондиционеры есть только в нескольких автобусах маршрутов № 66 и № 70, — пояснил заместитель начальника городского Управления транспорта Денис Светкин. — Да и то в такую жару от них мало толку. Остановки же, как правило, расположены недалеко друг от друга — в 400 — 600 метрах. Двери постоянно открываются, охлажденный воздух выходит, а новый как следует охладиться просто не успевает. Кондиционеры более эффективны на междугородних маршрутах, где мало остановок».
Так что пензенцам пока остается рассчитывать только на открытые окна и люки. Их, кстати, на днях проверили во всех автобусах и маршрутках. Проверка была организована после того, как одному их пензенских чиновников, решившему проехаться на общественном транспорте, стало плохо от духоты.

Кто измеряет температуру?
«Проверка показала, что весь городской транспорт имеет исправные окна и форточки», — уточнил Денис Светкин.
Обследование троллейбусов не проводилась, так как по мнению чиновников, народа там ездит гораздо меньше. А значит, видимо, и воздуха должно быть больше.
Что касается максимально допустимой температуры в салоне, то в городском Управлении транспорта затруднились ответить на этот вопрос, пояснив, что температура регламентируется в «оборудованных вагонах поездов», а в обычном транспорте вряд ли.
В региональном Управлении Роспотребнадзора тоже развели руками.
«Санитарных правил, регламентирующих температуру в общественном транспорте нет, — подтвердила пресс-секретарь ведомства Вера Быкова. — Есть распоряжение Министерства транспорта РФ «Об утверждении социального стандарта по транспортному обслуживанию населения» от 31 января 2017 года. Оно до сих пор действует. Там много пунктов, в том числе по нормативам температуры, которая специально рассчитывается».
А значит контроль показателя температуры в транспорте должно осуществлять профильное ведомство. Но, видимо, там какие-то уж слишком сложные расчеты...

Счастливое будущее
Вы скажете: за чем же дело встало? Пусть транспортники закупят кондиционеры и поставят их, наконец, в салонах! Оказывается, и это сделать проблематично. Во-первых, вряд ли частники захотят тратить лишние деньги, а во-вторых...
«Установить такую технику на действующий транспорт очень сложно, — говорит Денис Васильевич. — Там нужно будет разбирать весь салон, ГИБДД вряд ли это позволит».
Правда ситуация в скором времени может кардинально измениться, если правительство заключит с перевозчиками так называемые «брутто-контракты», предусматривающие регулируемые тарифы.
«Если будет утверждена новая концепция развития общественного транспорта, то со следующего года перевозчики должны будут закупить новые машины с кондиционерами», — пояснил Денис Светкин.
По его словам, улучшение комфорта на стоимости билета для пассажиров никак не скажется. Хотя разница в цене у машины с кондиционером и без него значительная — порядка 100 тысяч рублей.
«Если будут подписаны брутто-контракты, то разница в цене билета (если она возникнет) будет оплачиваться из областного бюджета», — пояснил замначальника городского Управления транспорта.
Что ж, нам снова остается только ждать. Возможно, в следующем году, спасаясь от жары народ будет нырять в прохладные салоны общественного транспорта и платить за билет просто, чтобы насладиться прохладой. Мечтать не вредно…

Наталья Небучинова